Вполне вероятно, что об этом талантливом человеке никто бы еще долго и не вспоминал, если бы не случайная находка. Именно она стала отправной точкой для исследователей — Светланы Кругловой, в то время учителя музыки гимназии № 18 имени Соколова, и ее ученицы Елены Будиловой.
— В стопке бумаг, лежавшей возле мусорного контейнера в центре Рыбинска, были найдены нотные издания для скрипки: девять пьес русских и европейских композиторов XVIII-XIX веков и сборник этюдов. Ноты были переданы известному в Рыбинске художнику, издателю и краеведу Алексею Орлеанскому, а от него — мне, учителю музыки, — рассказывает Светлана Круглова. — Среди них – три дореволюционных издания Гутхейля и Юргенсона, семь — изданных в Москве и Ленинграде в 20-х и 30-х годах ХХ века. На обложках стояла личная печать с именем, отчеством и фамилией владельца: «Владислав Павлович Битюцкий, город Рыбинск», а также его подпись. Педагог по классу скрипки установила высокий уровень сложности музыкальных произведений, которые могли быть исполнены студентами средних и высших музыкальных учебных заведений. Это говорило о том, что их владелец обладал высоким уровнем исполнительства.
Это открытие заставило пристальнее приглядеться к фигуре Владислава Битюцкого. Светлана Круглова обратилась к младшей дочери музыканта, которая и сейчас живет в Рыбинске. И та предоставила фотографии, документы, альбом с вырезками газетных статей, книги, письма своего отца. В архиве ДМШ № 1 имени Чайковского, где работал музыкант, были найдены его личное дело и автобиография – от юных лет до пятидесяти одного года.
— Практически весь процесс поиска имел эвристический характер и сопровождался открытиями, — отмечает исследователь.
Владислав Павлович Битюцкий родился в 1908 году в семье известного в Рыбинске зубного врача, Павла Михайловича Битюцкого. Он был третьим ребенком из пятерых. Семья занимала второй этаж дома № 83 по улице Крестовой, на пересечении с ул. Пушкина. (Любопытно, что сохранилась фотография этого дома, сделанная Владиславом Битюцким в 1948 году). Юные годы будущего музыканта нельзя назвать безоблачными. Они пришлись на время больших потрясений для страны: революция, гражданская война, тяжелое становление молодой советской республики. Когда Владиславу было 13 лет, умерла мать, Агния Митрофановна.
Мальчик учился в школе № 1 им. Ленина, которая до революции была мужской гимназией. Поначалу музыка была для Владислава только хобби, точнее – одним из хобби. С одиннадцати лет он в частном порядке обучался игре на скрипке у Николая Наумовича Шпектора.
— В будущем ученик и учитель стали коллегами и друзьями, — говорит Светлана Круглова. — Наше внимание привлекла еще одна фотография, где юный Владислав Битюцкий, сидя за роялем, музицирует с друзьями. В те времена рояль в Рыбинске был большой редкостью. В 1919 году в городе открылась первая музыкальная школа, инструментов для учеников катастрофически не хватало. Тогда был составлен перечень квартир, где имелось фортепиано, и ученики могли прийти в чужую семью заниматься по расписанию. Квартира Битюцких была в этом списке.
Юноша из интеллигентной советской семьи не только музицировал – он активно занимался спортом. В двадцатые годы спорт вообще культивировался среди молодежи – молодой республике требовались здоровые и крепкие парни и девушки. Владислав играл в шахматы, занимался греко-римской борьбой в первой спортшколе, где директором был знаменитый рыбинский борец Викентий Бацкевич. И, по всей видимости, весьма успешно. Есть фотографии, где он стоит на руках и позирует в борцовских шортах, демонстрируя, как бы сейчас сказали, накачанный торс.
Кажется, о карьере музыканта парень вообще никогда не помышлял. По крайней мере, после школы он поступил в Промышленно-экономический техникум. Однако так и не окончил его – ушел с третьего курса в возрасте 21 года.
— Причиной ухода из техникума могли стать арест отца и необходимость зарабатывать на жизнь, — предполагает Светлана Круглова.
Зубной врач Павел Битюцкий был репрессирован по доносу за критику советской власти в 1929 году. Получив клеймо «врага народа», он был приговорен к лагерям. Увы, ему уже не суждено было вернуться домой. Сибирь, Архангельская область, десять лет Вол-голага, где он и умер в 1943 году. В своей книге «Кампо санто моей памяти» известный рыбинский краевед Алексей Золотарев пишет о нем как о дорогом друге: «Смерть Павла Михайловича сблизила меня с его сыном Владею и его прелестной супругой. А всегда так радостно найти себе близких людей, которые помогут тебе в час горькой нужды и горя и разделят искренне твою радость».
После ареста отца квартиру Битюцких перекроили на коммуналки. Владиславу разрешили занять одну из комнат.
— Он выбрал самую маленькую, в 14 квадратных метров, в которой позже, в течение пятнадцати лет, будет жить его семья из шести человек, — рассказывает педагог.
И пусть Владислав Битюцкий никогда не учился в музыкальной школе, музыка постоянно сопровождала его. Скрипка помогала зарабатывать на хлеб и выживать в сложные времена.
— Музыкой я стал заниматься в самодеятельности в клубе «Красный транспортник», — упоминает в своей автобиографии скрипач.
Клуб находился в здании Старой хлебной биржи на Волжской набережной. При нем был создан самодеятельный оркестр, где играл и одаренный студент Битюцкий. К двадцати годам он, кроме скрипки, освоил и другие струнные инструменты: гитару и мандолину.
А после того как молодой человек ушел из техникума, он смог устроиться на работу вторым скрипачом в оркестр Рыбинского пролеткульта. Этот коллектив станет для него родным на целых восемь лет: с 1929-го по 1937 год. Так, Владислав Битюцкий стал профессиональным музыкантом без всякого диплома.
— В тридцатые годы Владислав Павлович стремится повышать исполнительское мастерство и находит учителя более высокого уровня, — продолжает Светлана Круглова. — Им становится преподаватель Ярославского музыкального техникума Анна (или Ася) Аполлоновна Шухт – не только сильный педагог, но и яркая, неординарная личность.
Большой неожиданностью стали для исследователей факты биографии нового педагога Владислава Битюцкого. Она родилась в дворянской семье, ее родители дружили с семьей Ульяновых, и молодой Владимир Ильич Ленин… был крестным отцом Анны.
— Шухт – талантливая скрипачка, она блестяще училась в Римской консерватории, — говорит краевед. — Вернувшись в Россию, поселилась в Иваново-Вознесенске, чтобы выполнять поручение Ленина – распространять нелегальные большевистские издания. В 1933 году она переезжает в Ярославль, где по 1937 год преподает в музыкальном техникуме. Именно в это время Владислав Битюцкий берет у нее уроки. Поначалу у нас не было ни одной фотографии Анны Аполлоновны. И вновь – находка! Бывший преподаватель Ярославского музыкального училища имени Собинова Ирина Бродова помогла найти фото Шухт с учениками. Среди них – юный Вениамин Баснер, который в будущем станет выдающимся советским композитором-песенником.
Битюцкий был прилежным и невероятно целеустремленным учеником. Кроме природного таланта, его отличали строгая дисциплина и завидное упорство.
— На внутренней обложке сборника этюдов мы обнаружили поминутное распределение этапов домашних занятий на скрипке: ежедневные тренировки техники в течение 1 часа 20 минут. Благодаря отличным учителям и трудолюбию молодой музыкант достиг высокого мастерства и внес большой вклад в развитие культуры нашего города. Он играл в разных оркестрах — рыбинского пролеткульта, драматического и кукольного театров, Киевской передвижной оперетты.
После войны оркестры звучали повсюду – не только в театрах и клубах. В пятидесятые перед вечерними сеансами в фойе выступал в оркестре кинотеатра «Центральный». В ресторане № 1 (сейчас это «Эльдорадо» на Крестовой) выступал эстрадный оркестр под руководством Василия Кулика (здесь, кстати, начинал свой творческий путь и Аркадий Шацкий). И везде была слышна скрипка Владислава Битюцкого.
Владислав Битюцкий остался в памяти рыбинцев не только как музыкант высокой пробы, но и как любимый учитель. Где он только ни преподавал – в Рыбинском педагогическом училище, детской музыкальной школе № 1 имени Чайковского, во дворцах культуры завода полиграфических машин и моторостроительного завода.
— Не имея профессионального образования, он занимался с учениками младших классов, а затем их передавали в класс дипломированного педагога. Но несмотря на это, Владислава Павловича называли лучшим детским педагогом по классу скрипки в Рыбинске. В семейном архиве хранятся многочисленные грамоты за успехи в деле эстетического воспитания детей, — отмечает краевед.
И именно Битюцкий организовал первый в Рыбинске детский ансамбль скрипачей, который успешно выступал на областном и даже всесоюзном уровнях. К слову, традицию, заложенную Владиславом Павловичем, новое поколение педагогов-скрипачей поддерживает до сих пор.
Незаурядный педагог, он сумел вдохновить многих учеников. Среди его воспитанников – известные в городе преподаватели по классу скрипки: Татьяна Васильева, Петр Раменский, Татьяна Рабина. У Владислава Битюцкого учились Алексей Некрасов – солист оркестра «Радуга» под управлением Аркадия Шацкого – и Вадим Нефедов, полковник, бывший военный дипломат, учредитель краеведческой премии.
Владислав Битюцкий был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
К слову, Битюцкий учил детей не только музыке, но и… фотографии. В конце 1950-х он преподавал фотодело в Рыбинском педагогическом институте. Будучи увлеченным фотографом, он оставил после себя уникальное наследие – снимки Рыбинска послевоенного времени, старого центра, где он родился и вырос.
— Владислав Павлович не только делал любительские снимки, но и работал фотокорреспондентом в управлении садами и парками, газетах «Щербаковская правда», «Рыбинская правда», «Сталинская трасса», «Новый путь», «Московский водник». Тематика фото очень разнообразна. Это сюжеты о жизни детей в детском саду и школе, работа врачей, перевыполнение планов колхозниками и рабочими предприятий Рыбинска, портреты стахановцев, депутатов, спортсменов, выборы и агитация, демонстрации и митинги, — перечисляет Светлана Круглова.
— Владислав Павлович был известной в городе личностью, его любили и уважали. У него было много друзей, среди которых и коллеги по музыкальному цеху, и талантливые поэты, артисты, — продолжает автор исследования. — Его другом и ровесником был наш выдающийся земляк – Владислав Геннадьевич Соколов, хоровой дирижер и композитор, чье имя носит гимназия № 18 и творческое объединение детских и юношеских хоров «Соколята». Переписывался рыбинский музыкант и с известным в советское время латвийским композитором, «королем танго» Оскаром Строком, автором знаменитого «Брызги шампанского».
В процессе исследовательской работы краеведам удалось обнаружить не только скрытые факты жизненного и творческого пути музыканта, но и ценную информацию о культурной жизни Рыбинска середины ХХ века. На основе этих материалов они создали иллюстрированную брошюру «Владислав Павлович Битюцкий – музыкант, педагог, фотограф». Познакомиться с ней рыбинцы могут в краеведческом отделе БИЦ «Радуга».