новости 2 октября 2013 5:46

Рассматривая старые полотна

В голову порой приходят весьма странные мысли. Вот если бы довелось очутиться в эпохе Рафаэля, Леонардо, Лукаса Кранаха старшего или Эль Греко, каким бы показался мир, люди, какое представление сложилось бы о собственной персоне, как бы стали ощущаться время и пространство? Поразмышлять об этом попытался фотограф Павел Богданов. Результатом его творческого понимания прошлого через настоящее и настоящего через прошлое стала коллекция фотопортретов, названная автором «Игра в классики». Вниманию широкой публики она будет представлена 3 октября в Рыбинском музее­заповеднике.

художникПавел Богданов по профессии медик, работает в городской больнице №1. Видимо, это благородное дело в самой своей природе имеет удивительный креативный потенциал. Достаточно вспомнить классические примеры Чехова и Булгакова. Павел Богданов — тоже художник, но образы он создаёт на волшебном языке фотографии. Всерьёз это искусство он стал осваивать в 2005 году. С тех пор фотоаппарата из рук не выпускает. Работы Павла экспонировались на многих местных, всероссийских и международных выставках. Он член Союза фотохудожников России с 2010 года.
Поначалу любимыми темами Павла Богданова были русская архитектура и пейзаж. Однако несколько лет назад он заинтересовался особенностями создания фотопортрета. Осваивая мастерство, Павел прошел полный курс обучения в фотошколе «Фото.ру». Там же с отличием окончил спецкурс «Классический фотопортрет».
Поначалу в качестве моделей Павел снимал рыбинских фотографов. Воспроизводить шедевры прошлого он начал с мужского портрета 19 века. Его было несколько проще, чем другие, выполнить технологически: не требовался сложный костюм. Так появились первые 5-6 работ. Потом были сделаны женские портреты. И когда коллекция составила уже около десятка портретных парафраз на темы великих живописцев прошлого, Павел получил предложение от Рыбинского музея-заповедника сделать целую выставку. На этом этапе по-настоящему счастливым стало его знакомство с рыбинским клубом «Танелорн». Его члены прекрасно разбираются в истории европейской культуры, детально изучают этикет минувших эпох, имеют глубокие познания в области истории костюма. На съёмки ребята приходили в нарядах 16-18 веков, реконструированных с учётом всех тонкостей и нюансов, характерных для той или иной эпохи.
image5— Искусство фотографического воспроизведения живописных портретов прошлого известно давно и сегодня очень популярно, — говорит Павел Богданов. — Здесь многое зависит не только от мастерства фотографа, но и от таланта модели, её способности вжиться в предлагаемый образ, выглядеть в старинном костюме естественно. Не все даже знаменитые люди это могут. А вот наши ребята из «Танелорна» в этом плане просто виртуозны.
Работая с реконструкторами, Павел в течение года сделал ещё порядка 20 работ.
В итоге получилась коллекция из 30 портретов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания: ведь за ним — целая эпоха и кисть гения.
По словам автора, фактически у каждой из работ есть прообраз — портрет, выполненный знаменитым художником прошлого. Есть даже портрет, навеянный Моной Лизой. Сходство фотографий с живописными оригиналами выражено где­то больше, где­то меньше. В большинстве работ оно либо в общих чертах, принципах, свойственных стилю эпохи или руке мастера, либо в эмоциональном ощущении. Точного копирования нет ни в одной работе. Свою задачу Павел определяет так:
image3— Мне хотелось попробовать хотя бы слегка приблизиться к художественному видению живописцев прошлого. Было желание изучить представление о красоте и гармонии, существовавшее в разные эпохи, исследовать способы, которые художники разных стран и школ применяли при создании портретов.
Работа оказалась очень кропотливой. После съёмок в студии следовала компьютерная обработка снимков.
В результате получалось произведение, часто существенно отличавшееся от изначального снимка. И нередко знакомые лица моделей обретали новые неожиданные черты.
— Если посмотреть парадные портреты кисти разных авторов, допустим, итальянского Возрождения, — говорит Павел Богданов, — то можно обнаружить общую для всех особенность. Мужчины на портретах, как правило, смуглые, черноволосые, с тёмными глазами — примерно такие, какими мы представляем итальянцев сейчас. А вот их жёны, сёстры, дочери на картинах выглядят совсем иначе. Брюнеток нет ни одной. Все либо русоволосые, либо пепельные блондинки, либо блондинки с рыжеватым отливом волос. У всех тонкие черты лица и бледная кожа. На мой взгляд, в данном случае есть основание предполагать, что на изображение влияло существовавшее в ту эпоху понятие о красоте в женском и мужском облике. Следуя ему, художник отходил от детального сходства изображения с моделью. Он создавал соответствующий собственному творческому видению и духу времени психологически наполненный образ. Такому же принципу следовал и я. Мне хотелось понять, что чувствует, хочет сказать человек, надевая старинный костюм, хотелось запечатлеть его внутреннее изменение, эмоции в соответствии с понятиями о красоте той эпохи.
image6Коллекция портретов Павла Богданова навеяна живописными образами разных времён — от позднего средневековья до первых десятилетий 20 века. Улавливаются Леонардо, Рафаэль, Боровиковский, Серебрякова…
— Павел, вам страшно было соприкасаться с великими?
— Барьер, безусловно, был, но очень хотелось попробовать уяснить их творческое видение, уловить главные художественные идеи эпох, отразившиеся в портретах больших художников. Я не думаю, что получилось слишком серьёзно. Поэтому выставка и называется «Игра в классики». Никакого подражания великим мастерам здесь нет. Я бы сказал, что это увлекательная игра в направлении классического портрета.

Ольга СИМОНОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме