Век Петра I — время великих перемен, огромных трудов, самоотречения ради Отечества. Новая выставка «Рыбинск-городок Петербурга уголок», посвященная юбилею первого императора, перекликается с аскетичным духом той эпохи: в ней нет привычной экспозиционной роскоши и блеска.
Зато ярко освещен путь, который Рыбинск проделал за XVIII-XIX вв: как он развивался в тени столицы, как старался быть на нее похожим, возводя здания по питерскому образцу, как слал туда на заработки лучших людей и принимал петербуржцев на волжских берегах.
Гости увидят подлинные документы из запасников музея – фото и приказы, письма и рукописи. Книги о деяниях первого императора, день за днем прослеживающие его жизненный путь. Указы Петра, которые размножив, рассылали по стране, выставляли в присутственных местах – и в Рыбной слободе тоже.
Впрочем, предметы-символы эпохи на выставке тоже есть. Это и штрафной кубок – литровый! – из которого поили опоздавших на императорские Ассамблеи. И знаменитая керамическая плитка из обожаемой Петром Голландии, с нежно-голубыми пастушками, овечками и лужайками. И керамическая чаша из Китая, украшенная двуглавым имперским орлом.
Именно при Петре Рыбная слобода выросла и окрепла. Новая столица империи — Петербург — дала толчок развитию слободы, превратив ее в крупный порт страны, а наших предков – в крепких купцов.
Рыбинцы постоянно ездили в столицу: торговцы по деловым вопросам, крестьяне на заработки, молодежь учиться. Выставка иллюстрирует страты населения Рыбинска, связанные с Петербургом.
Купцы Сыроежины и Григорьевские организовывали торговые и транспортные потоки в Санкт-Петербург, когда он еще только строился.
В петербургских студентах ходили известные на всю страну рыбинцы: физиолог Алексей Ухтомский, востоковед Николай Невский, братья Золотаревы.
Яркий представитель крестьян-отходников – будущий маршал Павел Батов, работавший мальчиком в петербургской лавке.
И внешне наш город стремился стать похожим на имперскую столицу. Крестовую улицу исследователи сопоставляют с Лиговским проспектом – не столь помпезным, как Невский. Рабочая непарадная Лиговка, и правда, отчетливее перекликается с Крестовой XIX века — двухэтажными домами, вывесками, пестрой публикой.
Жилые дома, театр, церкви, училища Рыбинска возводили по чертежам столичных архитекторов. И не каждому проекту переборчивые купцы раскрывали объятия – выбирали лучшее среди лучшего. Например, автор петербургского Спаса на крови Альфред Парланд мог стать автором трех рыбинских зданий, но наши предки выбрали лишь один проект архитектора – здание Коммерческого училища.
А сравнивать здания в Питере и Рыбинске – отдельное удовольствие. Так, непросто отличить гимназию в Петергофе и бывшее училище Комарова: архитектор Андрей Иосса создал их очень похожими.
Как близнецы выглядят на фото и две шатровые церкви, ныне утраченные: рыбинский храм Спаса Нерукотворного на ул. Пушкинской и Мирониевская церковь в Петербурге. Их автор Константин Тон, по проекту которого был выстроен первый храм Христа Спасителя в Москве, создал образец «русско-византийского стиля».
Исаакиевский собор и Спасо-Преображенский собор, рыбинский вокзал и Витебский вокзал… И список этим не ограничивается. Недаром туристы часто восклицают – «У вас как в Питере!»
Выставка «Рыбинск-городок Петербурга уголок» ждет гостей до 26 июня.