Принято считать, что Рыбинск выигрывает от близости к Волге и Рыбинскому водохранилищу. Так ли это на самом деле?
Как именно водная артерия может влиять на развитие города? И какие вызовы диктует нам «приволжский» статус?
Эти вопросы обсуждали на конференции «Море и река как точка притяжения города» в Кванториуме, организованной администрацией Рыбинска при поддержке Союза городов Центра и Северо-Запада России. Опытом делились Нижний Новгород, Череповец, Кострома, Калининград и, конечно, Рыбинск.
— У наших городов схожие проблемы, бюджеты и пути решения задач, — подчеркнул Дмитрий Рудаков, глава Рыбинска.
Наш город неслучайно был выбран в качестве места встречи. Рыбинск находится на пересечении водных путей и может похвастаться успешными решениями в привлечении турпотока и формировании современной городской среды (вспомним хотя бы капитальный ремонт улицы Крестовой, проект с историческими вывесками, благоустройство Волжской набережной).
Большую воду Дмитрий Рудаков предлагает рассматривать как стратегический ресурс, который при грамотном подходе помогает менять город на благо жителей. Рыбинск готов генерировать идеи, а в их воплощении надеется на помощь вышестоящих бюджетов.
— Практически все последние изменения, произошедшие в Рыбинске, связаны с федеральными деньгами. Мы понимаем, что собственных средств на благоустройство у нас не так и много, — отмечает глава. — Спасибо федеральному и областному центрам за формирование тренда на благоустройство.
Особые перспективы в Рыбинске связаны с развитием береговой зоны. Вдоль Волги планируется создать новое спортивно-рекреационное и жилое пространство.
— Мало какие города могут похвастаться такой протяженной набережной, — считает Дмитрий Рудаков. — По итогам работ по берегоукреплению этого года ее длина должна увеличиться до 5 километров. Будут приведены в порядок два участка: Стрелка в Казанском районе и отрезок между «Полетом» и «Вымпелом».
Развитие этой территории власти города видят в трех направлениях, которые взаимосвязаны: это берегоукрепление, инфраструктура и жилье.
— На набережной действуют ограничения по плотности застройки. Кроме того, застройщики должны благоустроить территорию у Волги и высадить огромное количество зелени, — отмечает глава Рыбинска.
В качестве примера формирования современного городского пространства у реки Рудаков приводит Волжский парк и новый проект «Маленький Рыбинск»: на набережной появится детский городок с местными архитектурными достопримечательностями в миниатюре.
— Дети будут учиться любить свой город, даже играя на площадке, — говорит он.
Если Рыбинск хочет идти по пути развития туризма, он должен задуматься о новых развлечениях и впечатлениях для жителей и гостей. Одной из точек притяжения должен стать современный экспозиционный центр в Лоцманской бирже. Там разместятся экспозиция, посвященная адмиралу Федору Ушакову, концертный зал. Проект рассчитан до 2025 года.
В этом году к нему подключилась Объединенная судостроительная корпорация, которая выделила первые 5 млн рублей на реализацию проекта в 2022 году.
Кроме того, в администрации всерьез лелеют планы по созданию яхт-клуба в городской черте.
— Для Рыбинска, как и для других городов на Волге, это очевидный путь развития, — подчеркивает Дмитрий Рудаков.
Главные речные ворота в город должны соответствовать его красоте и статусу. Вот почему одним из вызовов для нынешней власти видится строительство речного вокзала. При этом глава Рыбинска не исключает возможности возвращения дебаркадера, «одного из символов города» в прошлом. Однако для этого потребуется инвестор.
С идеей развития водной инфраструктуры согласен Николай Чернецов, директор практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ. Аналитики компании провели анализ яхтенного и круизного туризма в Ярославской области, а также маршрутов регулярного транспорта. И пришли к выводу, что для развития региону необходимо обновление и расширение причальной инфраструктуры. Эксперты предлагают создать в акватории Волги и Рыбинского водохранилища семь марин и три универсальных причала – в Брейтове, Пошехонье и Тутаеве. Кроме того, исследование КПМГ показало, что регион нуждается в расширении сети маршрутов водного пассажирского транспорта и организации новых «зеленых» стоянок, где туристы теплоходов могли бы наслаждаться отдыхом на природе.
— Через Ярославскую область проходит более 70% трафика круизных туристов России. При этом в регионе существует только одна «зеленая» стоянка для круизных судов – в Коприно. Целесообразно создать дополнительные места причаливания в Хопылеве и Брейтове, — говорит Чернецов.
Развитие в регионе водного туризма и сопутствующей инфраструктуры – удел не только государственных и муниципальных структур. Свой интерес проявляет бизнес. Частные инвесторы строят яхт-клубы, базы отдыха, кемпинги и глэмпинги в живописных местах на берегах Волги и Рыбинского моря.
Предприниматель Андрей Родин представил на конференции свой проект по развитию в Рыбинске яхтенного туризма «Паруса Ярославии». В заливе «Пазуха» он обустраивает комфортную среду для любителей прогулок под парусами, для тех, кто хочет попрактиковаться в морском деле или прокатиться с ветерком на моторном катере. Руководитель яхт-клуба убежден: Рыбинское море – мощный ресурс для города и региона.
Организация отдыха на берегу водохранилища – дело перспективное, главное здесь – уловить тренд. Например, спрос на близость к природе и одновременно нежелание расставаться с благами цивилизации – чтобы и звезды над головой, и море под боком, и горячая вода в душе, и хороший интернет в смартфоне. По этому пути идут руководители проекта «Ветрено» Ксения и Дмитрий Радченко. На средства гранта в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предприниматели создают глэмпинг с использованием купольных сфер в Брейтовском районе. Они делают ставку на привлечение в регион туристов из столичных регионов.
Свежий взгляд на развитие приволжских территорий предлагает Игорь Варатков, руководитель холдинга «Севермаш». Его проект «Уютный берег» – о том, как переформатировать пространство бывшей промзоны, используя современные подходы. На территории бывшего завода гидромеханизации он размещает передовое производство, а в будущем планирует развернуть там целый городок с собственным дата-центром, представительством ведущих вузов, парком развлечений, жильем и гостиницами с видом на Волгу.
Планов у Рыбинска много. И море и река становятся одними из знаковых факторов развития городской среды, экономики и бизнеса.
Волга — прежде всего ГЭС, энергия для местной промышленности. Вот её и надо развивать и поддреживать. А не искать пути, как продаться туристам. Но похоже и этот мэр по-другому не умеет.