Водохранилище. Мы привыкли к этому слову, легко заменяя его на «море». Тем временем Рыбинское водохранилище является в первую очередь именно хранилищем воды.
— Когда-нибудь пресная вода станет таким же богатством, как нефть или газ, — говорит директор филиала ОАО «РусГидро-Каскад Верхневолжских ГЭС» Андрей Дережков. — Вы можете мне не поверить, глядя на дождливую погоду или слушая информацию о событиях на Дальнем Востоке, но Россия переходит в маловодный период. Воды во всем мире со временем становится меньше. Поэтому и Правительство РФ, и Минприроды, и мы — энергетики — стараемся расходовать ее рационально.
Рыбинская ГЭС, как в народе называют предприятие, которым руководит Андрей Дережков, носит звание «Лучшее промышленное предприятие Рыбинска» по итогам 2012 года. Почетная грамота главы города вручена директору «за достижение наилучших показателей эффективности работы, как имеющее высокий уровень заработной платы работников и внесшее наибольший вклад в развитие города».
Бережно здесь относятся не только к воде. Коллектив — вот основная забота руководства рыбинского филиала. Здесь трудятся 150 человек, 118 из них — в Рыбинске, и еще 32 — на Угличской ГЭС, которая входит в структуру филиала.
Забота о кадрах
— ОАО «РусГидро» — крупная государственная компания, и социальные гарантии работникам у нас серьезные, — рассказывает Дережков. — Затраты на выплаты по коллективному договору составляют около 15 миллионов рублей в год, и они неуклонно растут. Наш социальный пакет включает и материальную помощь, и оплату содержания детей в дошкольных учреждениях, и отдых за счет предприятия в санаториях и пансионатах. Мы помогаем своим работникам во время значимых жизненных событий: свадьба, рождение детей. Заботимся и о своих пенсионерах, финансируя их негосударственную пенсию в пенсионном фонде электроэнергетики, оказывая им материальную помощь.
Спортивные праздники, поддержка молодых специалистов, организация горячего питания, служебный транспорт для поездок на работу и домой — все виды помощи работникам ГЭС перечислить сложно. Одним из критериев оценки при выборе лучшего предприятия стал уровень оплаты труда. Средняя заработная плата на предприятии превышает пятьдесят тысяч рублей, что выше областных показателей в два раза. Только за последний год рост заработной платы составил порядка 17%.
— Мы активно занимаемся техническим перевооружением, поэтому квалификация кадров для предприятия имеет большое значение, — рассказывает Андрей Дережков. — Два гидроагрегата из шести, обеспечивающих работу ГЭС, уже заменены на новые, сейчас идут работы по замене третьего. На выходе конкурс по реконструкции оставшихся трех. До 2020 года будет обновлен весь турбинный парк филиала. Замена электросилового оборудования, реконструкция гидросооружений — все эти работы опираются на персонал. Безусловно, мы дорожим квалифицированными работниками. Мы делаем все, чтобы, во-первых, привлекать компетентные кадры и, во-вторых, удерживать их на предприятии. Сегодня нам это удается.
Кадровая проблема, характерная для всей промышленности страны, существует и в рыбинском филиале ОАО «РусГидро». Дережков объясняет ее тем, что технологии развиваются стремительно, а квалификация работников растет более медленными темпами. Задачу эту здесь решают своими силами, обучая персонал, практически выращивая в коллективе своих специалистов.
— В нашей системе существует корпоративный университет энергетики, где мы подбираем себе новые кадры, — рассказывает директор. — Кроме этого, регулярно отправляем работников на курсы повышения квалификации. Мы готовы тратить на обучение немалые средства, потому что заинтересованы в компетентных работниках. Например, столкнувшись с проблемой отсутствия специалистов в области гидромеханики, мы приняли на работу двух молодых людей, обучаем их, и уже сегодня они трудятся с хорошей отдачей.
Очень серьезно в компании относятся к охране труда, затраты на которую неуклонно растут. В 2012 году, например, они составили порядка семи миллионов рублей. В результате за несколько лет в рыбинском филиале не было зарегистрировано ни одного несчастного случая на производстве, а предприятие получило сертификат охраны труда и техники безопасности международного стандарта.
Но заботой о кадрах работа не ограничивается. «РусГидро» считает себя социально ответственной компанией. Поэтому филиал занимается благотворительной деятельностью.
В этом году, например, на эти цели в Рыбинске потрачено около трех миллионов рублей.
— В нашей компании действует благотворительная программа «Парус надежды», — рассказывает Андрей Дережков. — В ее рамках мы помогаем дошкольным детским учреждениям, школам, поддерживаем детский спорт, в первую очередь связанный с водой — плавание, парусный спорт. Кроме этого, помогаем футбольным и хоккейным командам, тем ребятам, кто занимается шахматами, настольным теннисом, греко-римской борьбой. Отдельное направление — это финансовая помощь детским домам и интернатам. В этом году стартовала программа волонтерского движения — все наши сотрудники, готовые добровольно помогать воспитанникам детских домов, могут принять в ней участие.
Гидроэнергетика
Несмотря на прогрессивные процессы, происходящие в российской энергетике, отношение к гидроэнергетике непростое, как, впрочем, и к самому факту существования Рыбинской ГЭС. Многое, начиная с цен на электроэнергию и заканчивая разрушением берегов Волги, вызывает многочисленные вопросы, на которые у директора филиала есть ответы.
— Вы относитесь к монополистам?
— Мы относимся к регулируемому сектору экономики. Государство регулирует не только тарифы на электроэнергию, но и объемы выработки.
— Чем ограничены эти объемы?
— Разумным отношением к водным запасам. Рыбинское водохранилище уникально, это одно из самых крупных искусственных хранилищ воды в России. И мы не правомочны самостоятельно решать, расход этой воды — народное богатство. Поэтому выработку электроэнергии регулирует Федеральное агентство водных ресурсов. Мы каждый день получаем задание на выработку, привязанное к расходу воды через гидроузел.
— В чем заключается специфика и преимущество гидроэнергетики?
— Гидроэлектростанции способны быстро набирать нагрузку, компенсировать провалы в системе, покрывая вечерние и утренние пики потребления — для этого они по большей части и нужны. Но, поверьте, вопросы производства электроэнергии в государственных приоритетах стоят отнюдь не на первом месте.
— А что стоит на первом?
— Как я уже говорил, запасы пресной воды. Для нас это — Рыбинское водохранилище, которое задействовано в водоснабжении многих городов на Волге. Кроме этого, при принятии решений по выработке, режиму наполнения, режиму ледостава важным аргументом становятся рыбные запасы. Ну и одна из основных задач нашей работы — обеспечение судоходства. Рыбинская ГЭС — это инструмент в создании условий для прохождения судов в нижнем бьефе, которым для нас является Горьковское водохранилище.
— Работа ГЭС — это не только преимущества, но и разрушение берегов Волги. Каким образом гидроэнергетики могут участвовать в работах по их восстановлению?
— В рамках юридических полномочий. В своей зоне ответственности, а это 500 метров от гидросооружений, мы поддерживаем все объекты самостоятельно. Укрепляем откосы, приводим в порядок дренажные системы. Одновременно платим в федеральный бюджет водный налог, который расходуется в том числе и на берегоукрепительные работы.
— Все эти расходы входят в цену электроэнергии?
— Конечно, включая инвестиции, которые мы делаем в модернизацию оборудования. Мы — государственная компания, поэтому не назначаем себе прибыль самостоятельно. Цены на электроэнергию, которую ГЭС вырабатывает, регулирует государство. Но все в этой цене обосновано в первую очередь вопросами безопасности. Надежность гидросооружений вышла на первый план, и капитальные вложения связаны с безопасностью, а не с коммерческими целями.
— Есть ли, по вашему мнению, будущее у альтернативной энергетики?
— Безусловно, есть. Ветроэнергетику уже можно не считать альтернативной: вся Европа усеяна ветрогенераторами. Россия является лидером в развитии геотермальной энергии, что связано с благоприятными геологическими условиями на Дальнем Востоке. Солнечная энергия, может быть, не самая перспективная для нашей страны. А вот в запасах приливной энергии мы впереди многих стран мира. Выработку электроэнергии за счет приливов и отливов сегодня экспериментально проводят на севере России.
— Вы не чувствуете конкуренции альтернативной энергетики?
— Нет, это скорее параллель. Потребление электроэнергии в мире растет, и свободную нишу заполняет альтернативная энергетика.
…Вода. Она соединяет не только города транспортными путями. Она, проходя сложную техническую систему, в результате которой мы получаем электричество, связывает гидроэнергетиков с населением. Кто получит киловатт электроэнергии, выработанный на Рыбинской ГЭС? Может быть, житель Рыбинска.
А может, его использует работник предприятия, расположенного в Якутии или на Сахалине. Единая схема распределения электроэнергии не дает возможности отследить конкретного получателя киловатта. Да это, пожалуй, и ни к чему. Главное, что он есть. И получают его на Рыбинской ГЭС, филиале ОАО «РусГидро-Каскад Верхневолжских ГЭС» — лучшем предприятии нашего города по итогам 2012 года.