Сразу три профессиональных праздника в октябре отмечают люди, чья деятельность связана с подрастающим поколением, — День воспитателя, День учителя, День психического здоровья. Обобщив все обязанности педагогов-психологов, можно сказать, что они создают в образовательных учреждениях эмоционально устойчивый микроклимат. Что все-таки это значит, нам рассказала работник Центра развития ребенка детского сада № 113 Светлана Маркелова, лауреат областного конкурса «Педагог-психолог года».
— Светлана Владимировна, насколько ваш труд востребован?
— Темп и специфика нашей современной жизни рождает всё большую потребность в опытных педагогах-психологах. Как в тех же врачах-педиатрах, например. Мы всё чаще сталкиваемся с различными психическими отклонениями у детей. Это и расторможенность, и различные тики, неумение управлять своей деятельностью и своим поведением. Связывают это со смещением приоритетов в семье. Сейчас родители вкладывают свои силы в достаток, посвящают себя работе. Обращают внимание на то, чтобы материально обеспечить своего ребенка, нежели на то, чтобы организовать для него комфортное нахождение внутри семьи, спокойную атмосферу, создать условия для развития эмоционально-личностной сферы. Так получается, что курирую всех детей детского сада. Это непросто.
— Не утихают споры, в каком возрасте ребенок готов к детскому саду?
— Как утверждают психологи, до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, именно там он воспринимает своих близких как идеал, образец. Через идентификацию с родными ребенок познает себя и понимает, кто он в этом мире. Если дитя отдают раньше времени, в группу, например, из 23 человек, происходит внутренний конфликт, возникают неврозы.
— Как происходит адаптация в первом в жизни социуме?
— За пятилетний опыт работы определенный вывод сделать уже можно. Если ребенок приходит готовым к детскому саду, он и адаптируется хорошо. Если нет, ему трудно. Чаще наблюдаю проблемы у детей, воспитывающихся в неполных семьях, где ребенок очень привязан к матери, близок с ней. Сложно и тем детям, которые имели недостаток социального опыта — общения не только с родными людьми. Далее по списку обозначу отсутствие в семье режима, распорядка дня. Сталкиваемся и с несформированными культурно-гигиеническими навыками. Еще до того как ребенок пойдет в садик, проводим общие собрания, где не только я, но и медики, и заведующая консультируем, каким образом подготовить ребенка. Если наши рекомендации не были выполнены, психологическое сопровождение начинается в первую очередь с тех родителей. На индивидуальных встречах приходится работать с ними. Например, с их недоверием к детскому саду, к воспитателю. Когда это доверие налаживается, и происходит контакт, мы уже можем разговаривать открыто, на одном уровне, делать шаги к успешной адаптации ребенка.
— С воспитателями тоже беседуете?
— Не всем переход с авторитарного на демократический, личностно-ориентированный стиль дается легко. И это объяснимо, ведь диктовать легче, чем понять и разобраться в проблеме, проявить творческие способности и по-другому вести себя при взаимодействии с детьми. Мы находим общий язык. С приходом молодых кадров модель воспитателя, можно сказать, естественным образом изменилась.
— А дети? Стали они другими?
— В целом нет. Они по-прежнему очень добрые, открытые. Ловлю себя на мысли, как же все-таки здорово, что работаю с ними. Это энергетика добра, любви, света. На групповых мини-тренингах, которые я провожу, дети рассказывают о своем мире, чувствах, могут поделиться своей радостью.
— Легко ли рассказывают?
— Кто открыт, да. Замечу, им очень нравится делать это. Так они удовлетворяют свою потребность, на них обращают внимание, которого, возможно, дома они не получают. На первый взгляд видно, благополучные дети или напряженные, тревожные. Хотелось бы акцентировать проблему речевого развития. Это бич нашего времени. Результаты диагностики показывают, что уровень низок. Мамы и папы вместо того, чтобы позаниматься с детьми, предлагают им замену себя — средства массовой информации, компьютер, приставки, мобильные. Уставшие от работы родители снимают с себя ответственность и передают детей этим техническим устройствам.
— Какие могут быть последствия?
— Уметь пользоваться всевозможными гаджетами в современном мире нужно. Но все должно быть в меру. От смещения баланса в развитии, перекоса от столь необходимой в дошкольном возрасте чувственной сферы в сторону интеллектуальной (пишут, но не общаются) в дальнейшем дети не могут справиться со стрессами, бытовыми сложностями, у них будут проблемы в общении, поведении, в контактах. А ведь в школе еще предстоит и контролировать себя, и усидеть на месте не меньше сорока минут, слушать и слышать инструкции учителя. Если не получается увлечь детей ни книгой, ни игрой, общайтесь с ними хотя бы просто за чашечкой чая.
— Чего боятся сегодняшние дети?
— Пока я не вижу ярких проявлений страха. Вообще страх естественен и закономерен в их возрасте. Скажу, что точно пугаются мультяшных героев- трансформеров. Настоятельно рекомендую ограждать детей от подобных мультиков, они не учат ничему доброму, на них выливается много агрессии, злобы. Пугаются страшных новостей. Ребенок накапливает внутри себя всю эту информацию, и она становится его внутренней реальностью. Хотелось бы напомнить родителям об их обязательстве по предварительному ознакомлению с содержанием того репертуара, который собираются показать ребенку.
— Чем дети дорожат?
— Тут индивидуально. Довольно часто фиксируются на материальных ценностях, такая модель отношения к миру идет из семьи.
— Светлана Владимировна, а для вас что ценно? Педагогический стаж, как известно, не идет…
— Скажу точно, не думаю о смене профессии. Давно поняла, это действительно моя работа. Расставила приоритеты. Может, гдето и обидно… На подсознательном уровне, но не в душе.
Ольга НЕРОБОВА