Вспоминая историю, подтолкнувшую стать донором, Елена даже поеживается:
— До сих пор, как вспомню, так становится не по себе, слезы наворачиваются. Мне тогда лет двенадцать было. Я пришла в гости к подруге, мы разговаривали, смеялись. Вдруг в комнату вошла ее мама вся в слезах. Она плакала и говорила: «Столько людей на планете и никто не может сдать кровь!» Оказалось, что родственница подруги, наша ровесница, тяжело заболела, ей требовалась для переливания кровь 4+ группы, а подходящего донора не было. Подруга бросилась утешать маму, твердила, что обязательно кто-нибудь отзовется. Я была в шоке. Помню, мы потом упрашивали друзей узнать у родителей, могут ли они стать донорами для больной, — рассказывает Елена Ветрова.
Девочку удалось спасти – нужный донор нашелся. С тех пор Елена знала, что одно доброе дело может продлить жизнь человека. Как только ей исполнилось 18 лет, она пришла на станцию переливания крови. Символично, что у нее оказалась кровь той самой редкой 4+ группы, которая много лет назад требовалась больной девочке.
Елена давно уже получила удостоверение «Почетный донор», но продолжает сдавать кровь по велению души.
— В последнее время не так часто, как раньше, но регулярно. В основном сдаю только кровь, хотя периодически «делюсь» тромбоцитами для онкологических больных, — рассказывает Елена.
Она и костным мозгом готова поделиться, если нужно. Он часто требуется онкологическим больным, хотя доноров его не так много. Между тем от огромного числа болезней можно излечиться, сделав одну процедуру. К сожалению, иногда подходящего донора просто не успевают найти.
Свои данные она предоставила еще три года назад, пока помощь не потребовалась – для того чтобы стать донором костного мозга, требуется высокая совместимость с пациентом.
— Между тем знаю, что в Рыбинске есть такие люди. Их могут вызвать в любой уголок страны. Институты, занимающиеся забором костного мозга, находятся в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Все расходы организаторы берут на себя, — продолжает Елена.
Сейчас она активно агитирует знакомых сдавать именно костный мозг.
— Если есть возможность отдать частичку себя, чтобы спасти чью-то жизнь, то это надо сделать, — уверена Ветрова.
Пациентов, которым идет ее кровь, Елена не знает. Хотя с одной пожилой женщиной она познакомилась и подружилась.
— Бабушка лежала в областной онкологической больнице. Ей требовалась донорская кровь. Дочь пожилой женщины нашла меня через донорский сайт. Я помогла, чем смогла – сдала кровь на тромбоциты. Мы с этой бабушкой никогда не виделись, но долго общались по телефону, до последнего дня ее жизни поддерживали связь. Она говорила: «Теперь ты моя кровиночка», — вспоминает Елена.
На городской станции переливания крови Ветрова уже давно свой человек. Здесь всегда вежливо встретят, расспросят о семейных делах, сделают все комфортно и безболезненно. Атмосфера очень важна для того, чтобы у доноров был стимул приходить сдавать кровь вновь и вновь.
— На станции девочки-медсестры как на подбор. Такие милые, легкие в общении, улыбчивые. Иголку втыкают – ни капельки не больно, — улыбается донор.
Елена знает, что одно доброе дело может продлить жизнь человека. Впервые она пришла на станцию переливания крови в 18 лет и с тех пор сдает кровь регулярно
Донорство никогда не мешало основной работе Елены Ветровой. Она долгое время была юристом городской администрации, а недавно заняла ответственную должность в одном из рыбинских департаментов.
— Успевать все можно, было бы желание. На сдачу крови без компонентов нужно пару свободных часов два раза в месяц. Если на день сдачи выпадает совещание или важная встреча, можно перенести поход на станцию переливания крови. Работа остается в приоритете. Хотя все мои руководители лояльно и с пониманием относились к тому, что я – донор, — говорит Ветрова.
Среди сотрудников администрации Елена не единственный донор, еще двое человек на постоянной основе сдают кровь. Они общаются, поддерживают друг друга, у каждого есть свои ритуалы подготовки и отдыха после кровосдачи.
— Я всегда покупаю молочную шоколадку с фундуком, пью чай, наслаждаюсь вкусом, восстанавливаю силы, — с улыбкой замечает Елена.
У Ветровой четыре высших образования. Елена – психолог, юрист, а еще у нее диплом специалиста по управлению персоналом. В самом начале своей карьеры она получила педагогическое образование. Именно педагогика была ее призванием долгие годы. Она вспоминает, что даже в школе, когда все ребята летом проходили практику, ремонтируя классы, озеленяя город, она работала помощницей воспитателя в детском садике. Это в 7-м то классе!
— Сейчас такое представить невозможно, а тогда было в порядке вещей. Мне даже оставляли детей на прогулке. И, знаете, такое отношение воспитывало ответственность, доброе отношение к ребяткам, — говорит она сегодня.
В 18 лет она пришла работать в рыбинский детский дом. Хотела трудиться только там, помогать, спасать детей. Дело в том, что еще в школе один из учителей рассказывал про детский дом на ГЭСе, где в послевоенные годы воспитывалось много мальчишек и девчонок, у которых погибли родители. В 90-е годы ребята оставались одни по иным причинам – родители от жизненных тягот спивались, бросали своих малышей. Тогда она и решила, что тоже хочет помогать. В итоге десять лет проработала в детском доме, до сих пор с многими воспитанниками общается.
А еще она с увлечением занимается рукоделием и творчеством. В свободное время Елена вышивает, рисует картины, делает симпатичные вещицы из бисера. Когда она все успевает?
— Самый мощный стимул успевать – желание жить. Мой дедушка говорил: «Интересуйтесь жизнью, которой вы живете». Наверное, его девиз стал и моим кредо, — рассказывает Елена Ветрова.