Считается, что ольфакторная память человека – самая длительная. Запахи будят в нас эмоции, связанные с важными воспоминаниями жизни. Тот, кто вырос в СССР, никогда не забудет пыльный запах паркета в клубе и сока из автомата в гастрономе, пожелтевших страниц букваря и дерматина, которым обивали двери, нафталина из бабушкиного шифоньера и включенного фильмоскопа, ароматы земляничного мыла и «Красной Москвы»…
Музей Советской эпохи в небольшом уютном микрорайоне ГЭС – тот самый портал в прошлое, огромная кладовая с предметами и запахами. Время здесь остановилось еще семьдесят лет назад. Все еще шипит старый проигрыватель, в коммуналке скандалит Люська в бигуди, в кабинете председателя городского Совета депутатов трудящихся не засыхают чернила, а в советском буфете подают пышные пироги с «косичками». Никакой политики, только ностальгия.
В прошлом в здании бывшего дома культуры гидростроителей, выросшем в далеком 41-м среди архаичных сталинских двухэтажек, занимались в кружках и ходили на новогодние елки дети энергетиков. А из огромной чаши фонтана возле ДК струи били до самой его крыши. Но эпоха закончилась, стихли голоса детворы, трехэтажное строение опустело.
Несколько лет назад его передали в структуру ДК «Волжский», которым уже больше 15 лет руководит Любовь Глухова, непрофессиональный музейщик, энтузиаст и созидатель до мозга костей. Именно ей пришла мысль создать в этих стенах экспоцентр «Советская эпоха», без упора на идеологию. Тем более что перестраивать ничего не требовалось – только смахнуть пыль времени и вдохнуть жизнь.
Любовь Глухова и несколько таких же увлеченных ее коллег собирали с миру по нитке – не для себя, для других. Рыбинцы и люди из других городов охотно делились находками с антресолей, трясли бабушкины сундуки, расставались с семейными архивами, а иногда экспонаты находили и на свалках.
Два года ушло на формирование коллекции. Самым первым экспонатом стали калоши 45 размера – как на дядю Степу. В 2012-м музей открыл двери для гостей.
Сегодняшний заведующий и экскурсовод в одном лице Анна Рыжова по профессии дизайнер и специалист по рекламе и пиар, тогда занималась продвижением молодого музея, создавала сайт, вела соцсети. А потом надела микрофон и стала водить по музею группы туристов.
Вопреки насмешкам скептиков, что ничего из этой затеи не выйдет, о «Советской эпохе» заговорили. Сначала в области, затем в России, а теперь и в других странах знают, куда ехать за «советскими впечатлениями». Каждый год музей принимает до 15 тысяч туристов, готовых преодолеть ради этого тысячи километров по земле, воздуху и воде. Сарафанное радио оказалось лучшей рекламой. По интерьерам коммуналок, советским столовым, кабинетам «красных» директоров и черно-белому кино эпохи «Волги-Волги» ностальгируют не только русские. Проникнуться духом того времени приезжают американцы, немцы, англичане, бельгийцы, французы, китайцы, нигерийцы. По словам Анны, только один из десяти гостей выбирает музей сам, остальные – по рекомендации.
Экскурсии в музее каждый день. Экскурсоводу нужен не только хорошо подвешенный язык, но и сильные ноги, и острый глаз.
— Кто-то сказал, что, чтобы быть экскурсоводом, нужно любить людей. Я с этим согласна. Говорить я не устаю, мне нравится общаться с гостями, удивлять их, создавая авторские экскурсии, находить в запасниках редкие вещи и изучать их историю. Единственная сложность в работе – целый день бегать по этажам вверх-вниз, к вечеру ноги гудят, — говорит Анна. – Приходится решать и хозяйственные вопросы. В про-цессе работы смотрю, на своем ли месте экспонаты, это важно, чтобы общая композиция не нарушалась. Мне как дизайнеру это особенно заметно. Иногда приходится самой чинить сломанные вещи, то сифон, то проектор, то патефон. Раньше мы разрешали посетителям трогать любые экспонаты, но после того, как некоторые ценные экземпляры пострадали, просим делать это бережно, пальчиком.
Но как тут устоять? Целых три этажа раритетов, десяток тематических экспозиций!
В холле, пропитанном ароматом «Красной Москвы», туристов встречает гипсовый Ильич. Кумачовое знамя, в тон ему – ковровые дорожки. Рядом воссоздан уголок советского школьника с партой с наклонной столешницей, скамейкой, букварем и, конечно, формой октябрят и пионеров. В пожелтевшей брошюре для подготовки к празднованию юбилейных дат КПСС все о том, как маршировать, что петь, что рисовать и во что одеваться.
Ширпотреб того времени вроде граненого стакана, символизирующего единство социалистических республик, электрической бритвы, флакончика «Тройного» одеколона и стиральной доски соседствует с экземплярами штучными, с судьбой.
— Вот ридикюль в собрании «Символы эпохи» – когда-то принадлежал кубанской казачке Пелагее. Девушка купила милую вещицу в горах Дагестана. Модница ходила с сумочкой в университет, а учебники носила в авоське, — рассказывает Анна.
Металлический меч из экспозиции «Детство» был любимой игрушкой обычного советского мальчишки, выросшего в совхозе. В детстве он наряжался в мушкетера, а, повзрослев, стал комсомольцем, партийным работником. Интересно в этой истории то, что советский гражданин позже стал ярым христианином и провел монахом-отшельником 25 лет в горах Майкопа.
Еще один особенный экспонат – металлический протез детского писателя Иосифа Дика, его передала в фонд рыбинская школа № 32. В 37-м родителей Дика признали врагами народа, юношу вместе с сестренкой отправили в детский дом Рыбинска. Произведения талантливого писателя даже печатали в «Рыбинской правде». Кисти обеих рук он потерял на фронте в 42-м. Тогда Иосиф сам сделал себе этот протез и смог писать добрые книги и дальше.
Несколько лет назад во дворе музея установили еще два ценных экспоната – сначала трофейную железнодорожную платформу времен Великой Отечественной войны, взятую советскими бойцами под Берлином, позже — вагон-теплушку, в котором перевозили заключенных на строительство Рыбинской ГЭС. В вагоне разместили выставку «История на колесах. Без вины виноватые». В нем есть печка, нары, стол и стул, посуда, светильник, таблички с информацией о содержании вагона и инструкции 1930-х годов, регламентирующие действия при пожаре.
Пока мы беседуем, в музей входит новая группа. Туристы, прибывшие в Рыбинск на теплоходе из Москвы, восторженно охают и фотографируются на фоне всего советского. Анна приглашает их в кинозал на показ документального фильма – это обязательный пункт экскурсии. Можно посмотреть фильм об истории посёлка ГЭС-14 и рыбинской гидроэлектростанции или о вынужденных переселенцах из Мологи. Зал сохранил свой первозданный вид. «Вперед в светлое будущее!» — гласит лозунг над сценой. Скрипящие кресла и характерный запах тут тоже считают экспонатами. К слову, о кино. Музей не раз становился съемочной площадкой. Здесь снималось более десяти картин о войне, «Легавый», «Палач», «Я вернусь», «Отец», «Город», «Смерш» и другие.
Этажом выше находится советская коммуналка. Та самая, с заваленным всякой всячиной узким коридором, общей кухней и комнатой, напичканной мебелью, где умудрялась уместиться целая семья. Такой узнаваемый и теперь ностальгический быт.
Полная противоположность уютного гнездышка скромной советской семьи – кабинет партийного функционера. Жесткие голубые обои, темная тяжелая мебель, полное собрание сочинений Ленина, Красное Знамя, бюст Сталина, телефон с зашифрованными кнопками. За большим рабочим столом под красным сукном гости могут не только посидеть, но и написать для музея отзыв пером и чернилами – их здесь, по словам Анны, большой запас.
В соседнем помещении музейщики воссоздали интерьер советского буфета. Длинные столы накрыты белоснежными льняными скатертями, на них – хрустальные розетки, фарфор, самовары с баранками. На прилавке – кассовый аппарат с кнопочками, весы с гирьками – каждый советский ребенок мечтал с ними поиграть. Здесь же развернута большая экспозиция телерадиоаппаратуры, фотоаппаратов, часов – от наручных до настенных, некоторые до сих пор тикают.
Буфет – не просто экспозиция, а вполне рабочее пространство. Здесь отмечают дни рождения и гуляют свадьбы в ретростиле, устраивают чаепития для туристов и школьников, участвующих в развлекательной программе «Галопом по музею». Все эти мероприятия, по словам Анны Рыжовой, очень востребованы сейчас.
Хоть музей и советской эпохи, но шагает в ногу со временем.
Планов у создателя музея Любови Глуховой хватит на десять лет вперед. Она мечтает, чтобы не только музей стал местом притяжения, но и весь поселок. Чтобы сюда «вернулись» советские магазины, кафе, гостиница и кинотеатр под открытым небом…
Самогонного аппарата не хватает а они были по всей стране.
Кто ж отдаст такую ценную вещь!)))