— Не делайте за пациента то, что он может сделать сам, — наставляет педагог московского Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Екатерина Дорофеева.
На курсах по основам ухода за престарелыми и лежачими больными, организованные при Рыбинской епархии, аншлаг. Кто-то пришел сюда для того, чтобы повысить профессиональный уровень, кто-то просто чтобы научиться ухаживать за больными родственниками. Совместная работа с московскими специалистами становится хорошей традицией, они приехали в Рыбинск второй раз.
— Здравствуйте, меня зовут Анна, я ухаживаю за больной мамой, хочу научиться делать это хорошо.
— Я Ира, работаю в психоневрологическом интернате, хочу научиться более профессионально ухаживать за больными.
Курсы по уходу за лежачими больными при Рыбинской епархии начались со знакомства. Двадцать человек, сплошь женщины, рассказали, почему решили потратить время на самообразование в такой непростой области, как уход за лежачими больными.
Они не врачи, не медсестры, они помогают немощным людям в житейских ситуациях – встать, лечь, помыться, поесть. А главное, постараться улучшить состояние, начать реабилитацию, после которой человек восстановит утраченные из-за болезни навыки: сможет самостоятельно есть, ходить в туалет.
Лежать в кровати – это не про отдых. Педагог московского Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Екатерина Дорофеева напоминает, что человеческое тело – сложный механизм, который должен постоянно функционировать, долгое лежание для него – стресс, огромный труд, требующий много физических усилий.
— Лежачий человек испытывает огромные нагрузки, он не лежит, а борется. Поэтому, когда кормим, моем, всегда помним о профилактике пролежней, застоя в дыхательных путях. Например, когда я делаю гигиенические процедуры с лежачим пациентом, легонько постукиваю ладонью по спине от поясницы вверх, чтобы предупредить застойные явления в легких. В уходе нет четких рецептов, всегда надо думать о своем пациенте, подходить к делу творчески, — рассказывает Екатерина.
Помимо легких, у лежачих пациентов страдает кишечник. Тут уж без обсуждения деликатной темы запоров никуда. На вопрос педагога, в чем заключается профилактика этого недуга, – лес рук. Нужно делать гимнастику, давать клетчатку и больше жидкости пациенту. Все верно, все правильно, но с небольшой оговоркой – только после согласования с лечащим врачом.
— Можно дать слабительное или сделать массаж, поставить клизму, — бодро говорит слушательница.
А вот и нет. Такие манипуляции – прерогатива медиков, врачей или медсестер. Сестры по уходу такого делать не могут.
— Вы уверены, что сделаете все правильно, не имея специального медицинского образования? Неправильно поставленная клизма может привести к смерти человека! Даже безобидный на первый взгляд массаж живота нельзя делать непрофессионалу, — наставляла педагог.
Принцип «Не навреди» должен стать основным в работе сестры по уходу.
— Например, онкобольным категорически противопоказан массаж. Последствия излишней инициативы могут быть печальны. Моя коллега, сестра милосердия, рассказывала — однажды сделала больной матери массаж ног. Спустя несколько дней пожилая женщина умерла от тромбоза нижних конечностей. Мы так и не знаем, стал ли массаж провоцирующим фактором. Но коллега до сих пор — спустя много лет — корит себя за необдуманный поступок, — продолжает Екатерина Дорофеева.
Итак, никакой неуместной инициативы, а вот внимательность и наблюдательность — обязательно.
— Есть ситуации, когда нужно своевременно сообщать врачам о состоянии пациента. Три дня — критичное время для запора, если мочи мало в течение 6 часов — повод насторожиться, если человек не мочится в течение 8 часов — пора бить тревогу. Основная опасность скудного мочеиспускания — возникновение мочекаменной болезни. Для мужчин это актуальнее в 10 раз, чем для женщин, — говорит педагог.
Лежать – не значит отдыхать, лежать – не значит выздоравливать. Иногда физическое состояние человека требует горизонтального положения, мы же помним: движение – жизнь.
Сестры милосердия помогают пациентам постепенно принимать вертикальное положение. Сначала их усаживают на подушки, затем надо спускать ноги на пол, потом расхаживаться «мишкой» — не торопясь, переступая с ноги на ногу.
— Не дайте угаснуть уровню навыков самообслуживания. Любой уход должен продвигать пациента к самостоятельности. Если вы будете делать все за пациента: кормить, поить с ложечки, мыть самостоятельно – это гиперопека.
Главное здесь – не делать за пациента то, что он может сам
— Да, это порой бывает непросто. Например, вы знаете, что старенький Петр Иванович сам ест ложкой, но не хочет. Надо постараться уговорить. И быть готовым, что на уговоры вы потратите больше энергии, если бы сами его покормили. В таких случаях даже спекуляция может идти в ход, — продолжает Екатерина.
— А если пациент с деменцией, и уговоры не воспринимает? — звучит вопрос из зала.
— Пациенты с деменцией часто бывают несговорчивы и подозрительны, думают, что им хотят причинить вред. Это надо учитывать и тоже импровизировать на ходу. Например, можно поесть вместе. А еще можно разозлить. Помню, у меня свекровь отказывалась есть. Я и так, и этак — все тщетно. Потом разозлилась, говорю: «Не хочешь – не ешь!» Сразу появился аппетит, — приводит примеры педагог Елена Лебедева.
У Екатерины Дорофеевой также за многолетнюю практику накопилось немало приемов:
— Мать отказывалась принимать лекарства. Помню, в конце концов сказала ей: не пей эти таблетки, они стоят дорого, покупать их больше не будем, пусть лучше достанутся людям, которые хотят лечиться. И подействовало.
Слушателям курсов показали, как делать расслабляющую гимнастику, правильно стоять у кровати больного, поднимать, опускать его, чтобы не потянуть спину.
Важно понимать, что ваши силы на исходе, и вовремя надо дать себе отдохнуть. Лучше качественно и правильно поухаживать за тремя пациентами, чем через силу и без души за десятью.
Самый лучший способ отдохнуть — это полежать, желательно положив валики из полотенец под все изгибы тела. Разгрузиться в психологическом плане, как это ни странно, поможет творческий подход к работе и точное выполнение обязанностей без несвойственных функций.
— Безвыходных ситуаций не бывает. Кажущаяся неразрешимой проблема может вымотать сильнее, чем работа в шахте. Поэтому импровизируйте. Вам нужна подставка под ноги, а взять ее негде? Можно использовать стопку книг, перевернутый таз или ведро, пачку подгузников. Знание круга своих обязанностей также спасет от лишней нервотрепки. Если медсестра попросит сделать кому-то укол, дескать, у нее не хватает времени, вы спокойно извинитесь и ответьте, что это не ваши полномочия, — рассказала Елена Лебедева.
Как слушатели усвоили теоретическую часть курсов, покажет практика. Только в мае будущего года они, если успешно справятся с работой, получат дипломы сестер по уходу.