1 ноября свое 80-летие отпраздновала Рыбинская школаинтернат для глухих детей. На встречу с любимой альмаматер собрались около ста выпускников из многих городов России и зарубежья.
В 1933-м рыбинские власти приняли решение об открытии школы для глухонемых детей. В первый год в ее здании на улице Бакунина работали всего два педагога и учились 16 детей. Первым директором стала Елизавета Николаевна Каменская. Школа быстро росла и развивалась и вскоре перебралась на улицу Железнодорожную. В 1953-м её возглавила Елизавета Александровна Боровцева, которая стала инициатором строительства нового здания для школы. После занятий большая школьная бригада из детей и взрослых спешила на стройплощадку на нынешней улице Гагарина, чтобы приблизить день новоселья.
В конце 1960 года в новой школе учились около 70 детей из Рыбинска и области, а также из самых отдаленных уголков СССР — Чукотки, Прибалтики, Бурятии, Алтая, Казахстана, Узбекистана, Крайнего Севера, Чувашии, Тувы, для которых Рыбинск стал второй родиной.
В 1966 году школа становится центром подготовки будущих сурдопедагогов, экспериментальной площадкой Московского государственного пединститута имени Ленина. В 1968 году руководителем школы стал уникальный человек, редкий учительноватор Владимир Львович Белинский, который проработал здесь более 40 лет. С тех пор педагоги работают в тесном контакте со специалистами Московского НИИ дефектологии, осваивая новые технологии образования и реабилитации глухих и слабослышащих детей. Ученики называли Владимира Львовича супердиректором, и с этим были согласны американские аудиологи, сурдологи, педагоги, которые несколько раз приезжали в Рыбинск, чтобы учиться самим и дарить новым друзьям свой опыт. Тогда у многих детей рыбинской школы появились современные слуховые аппараты американского производства.
В 2000 году школа впервые вручила своим ученикам аттестаты о среднем образовании, и это стало настоящим прорывом в ее развитии, в социальной адаптации выпускников. С 2007 года школой руководит Наталья Петровна Дачковская, почетный работник образования РФ. С ее приходом школа вновь помолодела — отремонтированы все учебные помещения, оборудованы новой мебелью, компьютерной техникой. Сегодня здесь работает не одна дошкольная группа, а целое дошкольное отделение, для малышей устроены прогулочные веранды, закуплены новые современные развивающие игры, гигантские конструкторы. Школа стала активной участницей федеральной программы «Доступная среда», что позволило приобрести современное аудио и видеооборудование и значительно повысить качество жизни, образования детей, возможности школьных педагогов и воспитателей.
Зал с удовольствием аплодировал тем, кто стоял у самых истоков школы и посвятил ей многие годы своей жизни.
53 года отработала здесь Инна Сергеевна Сапожкова. 49 лет — Валентина Павловна Чижикова, и сегодня они не представляют своей жизни без школы. С 1960 по 1989 год работал здесь Василий Васильевич Трофимов, участник Великой Отечественной войны. Среди его боевых наград — ордена Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, медаль «За отвагу». Талантливый учитель, директор и писатель издал свою книгу «Снится мне деревня». Первый томик воспоминаний, отпечатанный в Рыбинском Доме печати, он подарил на празднике своим коллегам и ученикам. Готовит к изданию еще две части.
Сегодня в школе работают 14 учителей и 13 воспитателей, у многих высшее дефектологическое образование. Педагогическая команда, объединившая инициативных и талантливых людей, получила высокую оценку ученых Московского института коррекционной педагогики РАН. В этом году школа признана лидером отечественной сурдопедагогики.
Школа тесно общается с родителями своих учеников, учит их не зацикливаться на глухоте как на непоправимой беде, а просто принять ее как данность и, не теряя времени, без устали заниматься с детьми, пользуясь специальными методиками, развивать в них многочисленные таланты, коммуникативные способности. В таких продвинутых семьях дети прекрасно читают, пишут, считывают информацию с губ говорящего, обладают широким кругозором, не комплексуют в обычной среде рядом со слышащими людьми. И получают полноценное профессиональное образование в училищах, колледжах или вузах в Москве, Санкт-Петербурге, Павловске, Владимире.
Среди выпускников школы — рабочиестаночники промышленных предприятий, бухгалтеры, дизайнеры, программисты, модельеры одежды и портные, кондитеры, прекрасные спортсмены, художник-реставратор и представители многих других профессий.
На юбилейный вечер любимой школы приехал в Рыбинск из Астрахани Владимир Гусев — писатель, журналист, автор многих публикаций о проблемах глухих людей и развитии жестовой речи, единственный среди глухих людей лауреат премии «Серебряное перо», он стал соавтором трехтомника об истории Рыбинской школыинтерната.
Выпускник 1978 года Александр Фальманн приехал на праздник из Германии и привез с собой большой пакет с игрушками для маленьких воспитанников школы.
«Школа научила всему, — рассказывает Александр, — работать в мастерских, общаться со слышащими людьми. Было всегда интересно, и даже на каникулы не хотелось уезжать!» Диплом о высшем образовании он получил в Минском профсоюзном университете. А потом судьба привела его в Германию. Сначала был социальным работником, а сейчас у Александра, международного переводчика жестового языка, свой бизнес. Он много путешествует, сопровождая группы глухих и слабослышащих туристов в Японию, где был 17 раз, и европейские страны. Группа японских туристов уже побывала в Рыбинске, незабываемым было общение с преподавателями и учениками школыинтерната, которое оказалось возможным благодаря блистательному тройному переводу. В следующем году Александр снова приедет в Рыбинск со своими японскими друзьями.
Самые добрые пожелания адресовали школе и другие гости праздника, руководители, депутаты. «Вам предстоит попасть в мир зрячих и слышащих людей, которые иногда бывают слепы и глухи к вашим проблемам и бедам. Пусть частица счастья из вашей школы всегда следует за вами!» — сказала, обращаясь к детям и уже взрослым выпускникам, Лариса Ушакова.
Как сложится их судьба в нашей стране, где глухие люди имеют пока слишком ограниченные возможности?.. Глядя на своих маленьких и взрослых воспитанников, поющих и танцующих на сцене в ярких костюмах, об этом и в праздник думали учителя и воспитатели необыкновенной школы.
Марина МОРОЗОВА