Берегоукрепление как процесс непрерывный, многотрудный и очень дорогостоящий стало неотъемлемой частью жизни Рыбинска. Каждый год мы слышим о том, что принята очередная программа (федеральная, областная, муниципальная), что определенное количество шпунта (свай, околотков) вбито в волжский берег и все новые метры (сотни метров, километр) рыбинской земли спасены от сползания в Волгу. А конца процессу все не видно. Может, стоит поискать его начало?
Началось все со строительством ГЭС, — говорит самый большой в Рыбинске специалист в берегоукреплении Виктор Новиков. — Или даже раньше, в 30-е годы прошлого века, когда в СССР приняли проект «Схема Большой Волги». Он предусматривал строительство нескольких плотин с мощными ГЭС и большими судоходными шлюзами. В результате бассейн Волги, с одной стороны, стал одним из самых экономически развитых регионов России, с другой, — приобрел комплекс сложнейших эколого-экономических проблем. Одной их них является интенсивное разрушение берегов.
Это касается всех волжских берегов — от истоков великой русской реки до устья. Потому что с тех пор Волги нет. Она осталась в бытовом сознании населения. А в чисто научном все, что мы считаем Волгой, носит название «каскад водохранилищ». В Рыбинске, например, начинается зона действия Горьковского водохранилища. А в Угличе — зона действия Рыбинского моря. И так далее по всем гидротехническим сооружениям бывшей Волги.
И вдоль по всему каскаду рушатся берега. Конечно, они рушились бы и без человеческого вмешательства. Достаточно вспомнить школьную программу физики — сила притяжения, центробежные и центростремительные силы, справа берег стелется, слева поднимается. Впрочем, последнее уже из области лирики. Если говорить о естественном влиянии реки на свои берега, то процесс этот вялотекущий и переживается без напряжения. Но усиленный стремлением человечества к техническому прогрессу, он становится лавинообразным и начинает напрягать.
Рыбинску не повезло особенно. И это уже не удивляет. Наш город часто называют уникальным. Поводы, правда, для этого разные. В данном случае — далеко не самый приятный.
Итак, подробности уникального явления. ГЭС разместили в устье Шексны, а шлюзы — на старом русле Волги. В результате наша краса и гордость — Рыбинская гидроэлектростанция — сбрасывает воду не вдоль реки, как это делают гидроэлектростанции всего мира, а поперек течения Волги. Теперь представьте себе, что в это же время вдоль русла идут воды, сброшенные шлюзами. Научным языком это называется «встречное направление пропусков, ведущее к образованию водоворотных зон». Проще говоря, вода, идущая в разных направлениях и с большой скоростью, бьет в берега с утроенной силой. Берега, естественно, устоять не могут и начинают стремительно сползать. Все это касается территории именно Рыбинска.
— Во время строительства Рыбинской ГЭС проектировщики посчитали, что процесс разрушения берегов будет со временем затухать, — говорит Новиков. — Как теперь видим, ошиблись. Но их расчеты стали поводом для того, чтобы не укреплять волжский берег в районе города.
Гидроэлектростанции, построенные позже, избежали этих ошибок. Например, при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, хоть и находится она в скальных берегах Енисея, берегозащита проводилась на несколько километров вниз по течению. Не будь ее, еще неизвестно, чем могли закончиться события 17 августа 2009 года.
— Не собираюсь никого пугать, — говорит Новиков, — но если такая авария случится на нашей ГЭС, Рыбинск смоет. Водосбросные плотины не выдержат напора спускаемой воды, и берега начнут разрушаться с неимоверной скоростью.
Это, конечно, крайний случай, о котором думать не хочется. Но придется. Хотя бы для того, чтобы потом не было мучительно больно.
— Мы взяли воду, получили электроэнергию, отдали воду, и нас не касается, куда делась эта вода и какие последствия она несет, — рассуждает Новиков. — Однажды эти вопросы потребуют ответов, а проблема заявит о себе в полный голос.
Виктор Новиков доказывает необходимость берегоукрепления так, как если бы кто-то с ним спорил. Впрочем, даже если не спорят, то и сподвижниками не становятся.
— Есть понятие ответственности гидротехнических сооружений. Зона официальной ответственности нашего гидроузла — сотни метров. А последствия распространяются на километры. Рыбинск, по сути, находится в полной зависимости от ГЭС и постоянно испытывает негативное влияние работы коммерческой организации, каковой является ОАО «Русгидро». Еще во времена Чубайса мы обращались в РАО ЕЭС с предложением принять участие в берегоукрепительных работах. Получили ответ: РАО является послушным плательщиком водного налога, все, что сверх этого, — нецелевое использование средств акционерного общества.
Такое мягкое «отвалите» рыбинцев не устроило. Попытки привлечь Русгидро к решению проблем Рыбинска, в конечном счете, вылились в поправки в технический регламент «О безопасности ГЭС». Виктор Новиков надеется, что после их принятия денег станет больше. Или так — он надеется, что получить их станет проще. Сегодня этот процесс чрезвычайно сложный, долгий и негарантированный.
Тем не менее, в федеральном бюджете Рыбинску предусмотрено на укрепление берегов 100 млн. рублей. В проекте — еще больше. Почему цифры такие? Потому что рыбинцам удалось добиться поручения Президента. О том, как это было, Новиков не рассказывает — отшучивается. Но Минфин, обозрев довольно жесткую резолюцию Дмитрия Медведева, видимо, с перепугу прописал вполне приличные суммы. Но это совсем не значит, что они будут реализованы. Озвучивается информация о том, что часть средств — порядка 40 миллионов — будут отвлечены на берегоукрепление Мышкина, что делает невозможным полноценную реализацию проекта в Рыбинске.
— Наша задача — это получить деньги федеральной адресной инвестиционной программы и сдать объект в эксплуатацию в этом году, — расставляет приоритеты Новиков. — Уверяю вас, это непросто. Бумаги проходят долгий кабинетный путь и на этой дороге встречают массу больших и мелких препятствий.
О «коридорных танцах», «ужимках и прыжках» — обязательной программе просителя в высоких кабинетах — Новиков говорит скупо и неохотно. Считает это склоками и «грязным бельем». Люди должны увидеть красивую набережную, а не охать, как трудно было ее построить. Дипломат, лоббист и «ноги для бумаги» в одном лице, Новиков не желает никого критиковать. Обидчивые чины завтра вполне могут устроить ему, а заодно и Рыбинску, небо в алмазах. Спорить с ними — все равно что плевать против ветра. Так что слегка поговорили о проблемах, и хватит. Лучше о планах.
— Проект берегоукрепления рассчитан на территорию от хлебной биржи до ДС «Полет» — всего около километра, — рассказывает Новиков. В него входит не только укрепление берега, но и благоустройство набережной: освещение, ограждение, ливневка, дренаж.
Есть на рыбинских берегах участки, до сих пор не введенные в эксплуатацию, но, с точки зрения берегоукрепления, выполненные безупречно. Это зачастую происходит по причине все того же пресловутого недостаточного финансирования. Выполнили, например, строители работы на территории от музея до Водоканала, пропустили Водоканал как трудный и затратный участок и пошли дальше. А проект можно сдать только при полном и непрерывном объеме работ.
— Нас всегда ругали за такой подход, — говорит Виктор Новиков. — Но я считаю, что мы действуем правильно. В первую очередь всегда делали самые опасные участки — у МДК «Свобода», на улице Катерской, в микрорайоне Волжский — там, где существовала опасность разрушения уже не берега, а зданий. Ну, и деньги всегда выделялись мелкими порциями.
Этих мелких порций тем не менее хватило, чтобы предотвратить опасность оползней в Волжском, где дома стоят очень близко от критичной черты берега реки, а влияние сбросов из водохранилища самое сильное. Еще удалось уберечь от разрушения здание Рыбинского музея-заповедника и благоустроить набережную. Все эти укрепленные и благоустроенные берега, работа на которых велась больше десяти лет, измеряются двумя-тремя километрами.
— Всего же в Рыбинске 12 километров, требующих стабилизации, — говорит Новиков. — Это правый и левый берег Волги плюс Шексна. И сказать, сколько еще нужно денег и времени, чтобы выполнить все работы, при недостаточном финансировании невозможно.
P.S. Губернатор Сергей Вахруков во время состоявшейся на прошлой неделе встречи в администрации города обсудил с главой Рыбинска вопросы финансирования берегоукрепления, в частности, принятое решение о передаче части федеральных средств, ранее предназначавшихся нашему городу, на укрепление берегов в Мышкине. В итоге он заверил, что выпадающие деньги будут компенсированы Рыбинску из областного бюджета.