Памятники поэту Ошанину на набережной в Рыбинске и генералу Батову в Сретенье, скульптуры водопроводчика у водоканала и малыша перед роддомом – казалось бы, такие разные. Однако их объединяет место «рождения» – все они отлиты в лаборатории ООО «Литейщик», малого предприятия при РГАТУ имени Соловьева. Рассказываем об уникальной компании, где занимаются художественным литьем, изготовлением технологической оснастки, разработкой технологических процессов литья, а половина сотрудников имеют ученые степени.
Руководит «Литейщиком» Владимир Изотов, доктор технических наук, профессор кафедры материаловедения, литья и сварки РГАТУ. Его предприятие – одно из долгожителей среди университетских бизнесов. Официально дата его основания – 2008 год. Времена для высшего образования весьма не простые.
— Уже тогда шел распад высшей школы, сокращалось число отраслевых технологических вузов, – вспоминает Владимир Изотов. – Но там сохранялся научный потенциал. В руководстве страны решили: надо использовать его. Но как? Начали при университетах создавать малые предприятия. Тогда при РГАТУ было открыто порядка пяти предприятий (на сегодняшний день большинство из них закрылись), в том числе и при нашей кафедре. Весь бизнес развивался на университетских площадях и оборудовании, в основном это печи.
Расчет был такой: появляются дополнительные рабочие места, появляется дополнительный заработок для преподавателей и студентов. В трудные времена они не покидают родной вуз в поисках лучшей жизни, а остаются при профильной кафедре, сохраняя и множа ее интеллектуальный и научный потенциал. Для тех, кто учился выживать в девяностые, посыл был вполне понятен. Многие уже тогда учились монетизировать свои хобби. И Владимир Изотов один из них.
— Мне всегда нравилось художественное литье, – признается профессор. – Я начал заниматься им, как только окончил вуз в 1980 году. Самой первой отливкой стало лицо греческого бога Бахуса – каким-то образом в руки попала модель. Отливка хранится у меня до сих пор. Но тогда это было просто хобби – в советские времена коммерция не приветствовалась. Более того, спрос на подобные вещи в Союзе был небольшой – люди копили на практические вещи, на машины, а для ценителей в ту пору достаточно было антиквариата. Художественным литьем тогда почти не занимались, разве что в ходе реставраций в крупных городах. Брать заказы мы начали с середины 1990-х, чтобы заработать дополнительную копейку. На заводе тогда давали зарплату тушенкой, а нам, в вузе, хоть и платили, но очень мало.
Изотов объединил вокруг себя команду профессионалов-единомышленников, которые не понаслышке знали, что такое работа с металлами.
— Единомышленники – хорошее газетное слово. В те времена единомышленниками становились те, кто хотел выжить – как правило, друзья, коллеги, – с улыбкой поясняет Владимир Анатольевич. – В университете люди обладают высоким уровнем интеллекта, многие умеют работать руками. Есть кандидаты наук, которые прекрасно работают на токарном или на фрезерном станках. Или отлично разбираются в химических процессах. Например, учебный мастер Владимир Мусинов – в прошлом главный металлург ювелирного завода.
Важной вехой стал 1997 год, когда Рыбинск отмечал столетие технического училища Меркурия Комарова. В этом статном старинном здании на ул. Плеханова размещается первый корпус университета.
— Во время белогвардейского восстания на лестничных перилах были выбиты десять металлических балясин, и с тех пор они не были, как следует, восстановлены, – рассказывает руководитель предприятия. – В конце девяностых студентов не пустили на практику на завод – он стоял. Каким образом проходить практику? Решили делать эти балясины сами из алюминиевого сплава. Команды из четырех человек отливали по одной штуке. Если отливалась плохо, напильник в руки — и вперед! После балясины установили на место, при этом сделали это по старой технологии – зафиксировали в ступенях на свинец. Там они стоят и по сей день.
В этот же год рыбинские литейщики получили российское признание. На видном месте на кафедре МЛС висит фотография, на которой несколько мужчин стоят рядом с богатырским мечом.
— В 3 часа ночи мы доделали вот этот двухметровый (а с крестом – 2,5-метровый) меч: блестящий, как клинок, легкий, алюминиевый, с латунным верхом в виде креста со славянской орнаментикой, – с гордостью вспоминает Владимир Изотов. – Уже утром он приедет в Москву на Красную площадь и будет участвовать в генеральной репетиции празднования 850-летия Москвы под режиссурой Андрея Кончаловского!
Этот исторический факт Владимир Изотов считает днем рождения предприятия, которое изначально называлось Лабораторией художественного литья.
Постепенно литейщики занимались саморазвитием, учились управлять бизнес-процессами. Совершенствовался технический арсенал.
— Мы начали поддерживать нашу кафедру. Науку, как известно, невозможно делать без денег. Например, нам постоянно нужны образцы металлов для металловедения. Или расходные материалы – песок, парафины, опять же металл… На заработанные деньги приобрели вещи, которые необходимы для работы: сварочный аппарат для аргоновой сварки, компрессор, 3D-принтеры, – говорит профессор. – Сейчас появились научные идеи, связанные с модифицированием наноуглерода. Мы начали заниматься аддитивными технологиями. Новые исследования тоже требуют материальной подпитки.
Сейчас ядро команды «Литейщика» составляют восемь специалистов. Для решения отдельных задач может привлекаться до 12 человек. Это преподаватели и учебные мастера РГАТУ, половина из них – люди с учеными степенями. Фундаментальные знания, помноженные на опыт.
Среди их монументальных творений – памятник Льву Ошанину на Волжской набережной, скульптуры водопроводчика рядом с водоканалом и малыша перед роддомом. «Литейщиком» отлит бюст дважды Героя Советского Союза генерала Павла Батова, установленный в селе Сретенье, на малой родине военачальника. А памятнику Батова в Рыбинске «литейщики» вернули мемориальную плиту, которую любители легкой наживы оторвали и сдали в металлолом. Мастера создали ее буквально с нуля. После нашествия вандалов они отремонтировали и памятник Василию Блюхеру в Волкове – отлили и установили на место три украденные буквы.
В послужном списке малого предприятия — реставрация паникадила в Кирилло-Белозерском монастыре в Вологодской области и Воскресенском храме в Тутаеве, лестница городской думы в Угличе. Не говоря уже о многочисленных заказах на уникальные художественные изделия: сувениры, символы городов, наградные статуэтки, медали, подсвечники.
Ряд разработок «Литейщика» имеют производственное значение. Например, специалисты занимаются изготовлением технологической оснастки, разработкой технологических процессов литья и внедрением их в производство.
Периодически к работе на предприятии подключаются студенты. Помимо зарплаты, они получают ценные практические навыки. Своими руками учатся формовать, отливать, полировать, шлифовать… Но главное, по мнению руководителя, решать нетривиальные инновационные задачи, проводить эксперименты и принимать решения.
К современным технологиям привлекают и школьников. В так называемом «субботнем университете» РГАТУ Владимир Изотов читает курс по аддитивным технологиям для старшеклассников.
— Мы знакомим ребят с процессом 3D-построений, они сами могут напечатать на принтере вот такую фигурку, – профессор кладет на стол маленькую пластмассовую собачку. – Одна из наших задач – показать молодежи возможности профессии литейщика. Они могут пойти на завод, могут заниматься художественным литьем или современными 3D-технологиями. Молодые специалисты литейного производства с хорошей подготовкой сейчас востребованы на многих предприятиях.
Совместные интересы кафедры и малого бизнеса позволяют открывать новые перспективы для вуза.
— Мы ждем, что скоро в университете откроется дополнительное образование по художественному литью. Сейчас этим в России занимаются либо самоучки, либо продолжатели традиций «от мастера к мастеру». По этой специальности практически нет учебников. Всю информацию приходится собирать по крупицам. После того как будут разработаны и аттестованы учебные программы, мы начнем готовить, без преувеличения, уникальных специалистов из числа студентов-литейщиков, – делится планами Изотов.
Есть и другая задумка у рыбинских «литейщиков» – сделать двухметровую скульптуру медведя. Символ региона может появиться перед одним из корпусов РГАТУ.