Задумывались, почему в Рыбинске есть улица Танкистов? Оказывается, в 1940-х в нашем городе действовало танковое училище (далее — РТУ), откуда на фронт отправились 7200 танкистов.
— Наш город принял эвакуированное из Пушкина танковое училище в августе 1941-го. После войны, в 1946-м, училище переименовали в Щербаковское. Оно базировалось в Рыбинске до расформирования в 1947 году, — говорит замдиректора музея-заповедника Оксана Гожалимова.
Курсанты вырвались из-под Ленинграда вовремя: 20 августа 1941-го немцы захватили Чудово и перерезали главное шоссе и железную дорогу на Москву. Прибывших в Рыбинск нужно было срочно разместить. Городские власти предложили танкистам так называемые Красные казармы на ул. Луначарского, где сегодня расположен корпус РГАТУ.
Но все курсанты не могли здесь поместиться. Дело в том, что потребность в танкистах к 1941 году сильно возросла. И если по довоенному штатному расписанию в училище занимались порядка 800 курсантов, то в военные годы их было до 2400 человек. Поэтому батальон, где обучались специалисты по ремонту техники – механики-водители, пришлось расположить в сегодняшнем Доме печати на ул. Чкалова.
А в Красных казармах жили будущие командиры танков. Здесь же имелись штаб и столовая, библиотека и медсанчасть, гаражи и склады, тир и плац для физподготовки, клуб. В здании Сретенской церкви, замыкающей квартал Красных казарм, хранили оружие и боеприпасы. Курсантам отдали школу в Северном поселке, где в классах стояли двигатели и узлы танков. Обучение составляло год.
У будущих танкистов было много практики. Полигон располагался довольно далеко – за Переборами рядом с деревней Малое Андрейково. Здесь было оборудовано стрельбище, танкодром, укрытия для танков. И военный городок для курсантов: землянки, караульные помещения, санчасть. На месяц сюда вывозили один из четырех батальонов. Курсанты обучались в условиях, близких к боевым: стреляли по цели, управляли танками. В 1942 году училище располагало десятью танками Т-34.
Заботились курсанты и о безопасности Рыбинска – дежурили у мостов, складов, элеватора и других военных объектов. Время от времени они патрулировали улицы, отслеживая возможную «высадку десанта, парашютистов, бомбежку отдельных объектов».
Кого набирали в курсанты РТУ? Людей смекалистых, опытных, которые и до встречи с танком разбирались в технике. В члены экипажа попадали колхозные механизаторы или бойцы с образованием не меньше 7 классов. Часто курсантов в танковые училища набирали в госпиталях – среди легкораненых с фронтовым опытом.
Командиром танка мог стать человек с другим военным училищем за спиной – пехотным или летным. Например, курсант РТУ Алексей Отюцкий перед войной успел обучиться на младшего командира в пехотном училище, а зимой 1941-го повоевал на Ладожском озере. Так Отюцкий описывает свое появление в Рыбинском танковом училище:
— В 1942-м в бригаде отбирали людей со средним и высшим образованием. Мы сдали в штабе экзамен. Летом в эшелонах нас отправили в Рыбинск в танковое училище. Оно находилось прямо на берегу Волги. Год мы учились, проходила скорая подготовка командиров танков. Вот мне присвоили звание командира танка, младший лейтенант.
Потом курсантов отправили в Челябинск – получать на заводе танки. Кстати, нередко на заводе будущие командиры присутствовали при сборке, ремонте машин, чтобы еще глубже вникнуть в устройство танков. Впрочем, Отюцкий об этом не пишет. Так он вспоминает свой путь на фронт:
— В Челябинске мы ждали очереди на получение наших Т-34 несколько месяцев. Тяжело было с питанием, ели раз в сутки, кроме того, у нас украли шинели. В начале 1944-го мы с танками наконец направились в Украину под Белую Церковь. Там нам приказали сдать наши машины более опытным танкистам Рыбинского танкового училища. И зачислили нас в запасной полк. Мы шли пешком через всю Украину до Молдавии, где началась Ясско-Кишиневская операция.
Как видим, бывший курсант РТУ оказался не в случайной части, а там, где уже были «опытные танкисты рыбинского танкового училища».
Более того, армию, куда определили Алексея Отюцкого с товарищами, возглавлял их бывший патрон – экс-начальник РТУ генерал Михаил Савельев. Во главе училища он стоял с марта 1939-го, сменив на посту репрессированного поляка Иосифа Зенека.
В 1943 году в ходе войны наступил перелом. Немцев остановили в Сталинграде и начали оттеснять обратно на запад. Для наступления требовалась быстрота и мощь танковых армий. Начальника РТУ Михаила Савельева призвали на фронт в январе 1943-го, где он возглавил 5-й мехкорпус, затем 6-ю гвардейскую танковую армию.
Именно туда отправляли многих выпускников рыбинского танкового училища. Савельев со своими вчерашними подопечными освобождал юг России, Украину, Молдавию, корпус первым входил в города Бухарест, Будапешт, Вену.
Достижения Савельева и его подчиненных не раз отмечал маршал Георгий Жуков. Так, в 1944-м после разгрома немцев в ходе Корсунь-Шевченковской операции противник быстро закрыл советский прорыв. Повторить прорыв отправили именно Михаила Савельева. Жуков пишет:
«Комфронта Ватутин бросил в район Звенигородки сильный передовой отряд под командованием смелого талантливого генерала Михаила Савельева. Умело маневрируя, отряд смело прорвался через немецкие части у Лисянки и 28 января соединился со 2-м танковым корпусом в Звенигородке, перерезав основные тыловые пути Корсунь-Шевченковской группировки противника».
Отважным и умелым был не только начальник училища, но и его выпускники. Многие бойцы, обгорев в ходе сражения и вылечившись, возвращались обратно в танк. Почти 30 курсантов РТУ удостоены звания Героев Советского Союза, некоторые посмертно.
Наши СМИ писали что у нас раскопали башню Т-34 и москвичи её выпросили, взамен пообещав нам пушку ЗИС но, похоже, они нас «кинули» т.к. прошёл уже не один год.Просим журналистов дать ответ.