В последнее время отрасль туризма активно трансформируется. На нее повлияла и пандемия, и антироссийские санкции, и спецоперация.
Несмотря на нестабильную обстановку в мире, люди по-прежнему хотят путешествовать, открывать для себя новые города и страны. Однако маршруты их меняются. В новых условиях начал активнее развиваться внутренний туризм, а интерес к заграничному, напротив, отдыху стал остывать.
— На долю зарубежных путешествий сейчас приходится всего порядка 35-40% всех туров, — отмечает Алиса Рогинская, менеджер по бронированию одной из рыбинских турфирм. — Популярность туров по России в последнее время значительно выросла. И это даже не традиционный Сочи, а удаленные направления, такие как Алтай и Байкал.
Туристы из Рыбинска продолжают довольно активно путешествовать, даже несмотря на то, что в целом стоимость путевок выросла.
— Если раньше в тур продолжительностью 5 ночей, 4 дня можно было уехать за 15-17 тысяч, то теперь это 20-25 тысяч. В удаленные регионы (тот же Байкал) цены выросли с 50 тысяч до 70-80 тысяч рублей, если сравнивать с 2019 годом, — констатирует менеджер по бронированию.
Новогодние праздники рыбинцы-путешественники по давней традиции стремятся отметить в Санкт-Петербурге и Москве. Столичные города по-прежнему пользуются большим спросом. Людям хочется своими глазами увидеть новогоднюю сказку, празднично украшенные улицы, принять участие в культурных мероприятиях.
На протяжении всего 2022 года туристы охотно открывали для себя родную страну, уже в скором времени ожидается спад спроса на «домашний» отдых. Причина, которую называют туроператоры, проста: завершает свою работу программа туристического кэшбэка, по которой туристам на карту возвращалось до 20% стоимости путевки (включая дорогу и проживание в отелях и санаториях).
— Программа была очень востребована, люди пользовались ей с удовольствием. Но, к сожалению, с упразднением Ростуризма уходит и кэшбэк, — отмечает Алина Рогинская. — Будут ли субсидировать путевки по России в будущем, не известно. Но с уверенностью можно сказать, что это ощутимо ударит по отечественной туротрасли. Мы прогнозируем, что спрос на российские и зарубежные направления распределится в пропорции где-то 50 на 50, то есть доля внутреннего туризма сократится.
Внутри зарубежного сегмента предпочтения туристов тоже изменились.
— В допандемийные времена в числе безусловных фаворитов были Турция и Египет. Сейчас интерес к этим направлениям значительно угас, одна из причин – выросшие цены, — отмечает Рогинская. – Сегодня в топе Эмираты. В недельный тур в ОАЭ в декабре можно улететь за 20-25 тысяч рублей. Таких цен не было никогда.
Кроме того, любители пляжного отдыха стали чаще выбирать Таиланд, который снял все ограничения для туристов. Популярность растет и у новогодних круизов по Черному морю – лайнер отправляется из Сочи в Турцию.
Турменеджеры отмечают, что изменилась и глубина бронирования. Если раньше поездку планировали за несколько месяцев, то сейчас туры покупают буквально за две недели. Вероятно, в нынешней политической и экономической ситуации люди живут сегодняшним днем, не выстраивая долгосрочных стратегий.
Еще один заметный тренд сформировался на рынке туруслуг после объявления в сентябре частичной мобилизации.
— Сейчас на отдых за рубеж вылетают только женщины с детьми. Мужчины перестали путешествовать за границу от слова «совсем», — отмечает менеджер по бронированию.
Когда я читаю или слышу выражение «от слова совсем» моя рука тянется к копке «Выкл»!!
Ну это выражение такое, популярное сейчас у молодых людей. Понятно, что оно не совсем верно с точки зрения русского языка и коробит старшее поколение.
У молодых людей такого выражения нет. Это выражение у людей за 30ать.
Что, за 30 не молодые?
Ну кое-кто и в 70 зажигает