Конец каждого года требует подведения итогов. Мы так привыкли: для того чтобы спланировать будущее, нужно осознать прошлое, выделить лучшее, оценить неудавшееся. Это дает нам надежду, что ошибки не повторятся, а успехи приумножатся. И еще уверенность в том, что следующий год будет успешнее.
Подведение итогов 2013 года от исполняющего обязанности главы Рыбинска Леонида Можейко звучало оптимистично. Действительно, в Рыбинске сделано многое. Наверное, значительно больше, чем два-три года назад. А вот планы на 2014-й окрашены в более пессимистичные тона. И это тоже понятно, потому что принятый бюджет Леонид Можейко называет консервативным и компромиссным. Однако видит в нем некий скрытый резерв, который может помочь Рыбинску не только не остановиться, но и продолжить развитие. Как и за счет чего? И еще — что нам несет возможная реформа местного самоуправления? К чему сводятся полномочия местной власти? Какой должна быть активность населения?
Но обо всем по порядку.
О бюджете
Леонид Можейко с гордостью отмечает, что версия бюджета, разработанная администрацией при активном и вовлеченном участии депутатов, была принята Муниципальным Советом быстро и единогласно. Действительно, приятно, когда труд коллектива специалистов находит поддержку. Тем более что, формируя бюджет 2014 года, администрация провела большую работу, которую так тщательно раньше не делала, — анализ изменений расходной и доходной частей регионального и городского бюджетов за несколько лет. Выявленные тенденции, которые должны сохраниться в будущем, позволяют рассчитывать на то, что увеличение доходов возможно.
— Параметры утвержденного бюджета обеспечивают исполнение всех городских полномочий, но не более, — рассказывает и.о. главы Рыбинска. — Мы рассчитываем на дополнительные трансферты областной казны. Уверенность основана на том, что версии бюджетов начала года и его исполнения из года в год существенно отличаются. В конечном итоге процентов на 25-30 увеличивается и доходная, и расходная части. Уже сегодня известно, что Рыбинск в дополнение к запланированным 160 миллионам рублей из областного дорожного фонда получит 60 миллионов. Еще 82 миллиона мы привлечем по соглашению о том, что город сдержит рост родительской платы за посещение детского сада рамками 20 процентов. И если мы вместе с областными и городскими депутатами будем активны и убедительны, то сможем войти во все нужные Рыбинску региональные программы развития, включая строительство новой школы в микрорайоне Слип по схеме государственно-частного партнерства, продолжение ремонта школьных зданий, развитие спортивных объектов и другие.
Если изложить коротко позицию Леонида Можейко, то она в следующем: Рыбинск должен не просто хотеть, а быть готов принять деньги вышестоящих бюджетов. При этом и чиновникам, и депутатам нужно уметь доказать, что наш город требует дополнительного финансирования и готов его эффективно реализовать.
Почему так остро встал вопрос лоббирования? Потому что в отличие от 2013 года областной бюджет пока Рыбинск не балует.
— Принятая версия рыбинского бюджета на 2014 год меньше предыдущего почти на 15 процентов, в то же время областной бюджет практически не изменился, — объясняет и.о. главы. — Это значит, что на данном этапе мы не смогли обеспечить полный объем субсидий, на которые могли бы рассчитывать. Предстоит большая работа по уточнению бюджета, которая зависит от силы наших аргументов.
По отчетам администрации, статистике и аналитике, в уходящем году рост объемов промышленного производства в Рыбинске составил почти 20 процентов. Тем временем российская и областная экономика имеет тенденцию к замедлению. Однако сформированный на 2014 год бюджет сокращает возможности Рыбинска почти на 15 процентов. В чем несоответствие?
— Действительно, вклад Рыбинска по всем видам налогов в бюджеты всех уровней неуклонно возрастает, — говорит Леонид Можейко. — При этом собственные доходы города снижаются. Причина — в перераспределении полномочий в пользу региона. Таким образом из нашей зоны ответственности были выведены здравоохранение, дошкольное образование. А вместе с полномочиями уходят и деньги.
И.о. главы считает эффект от передачи полномочий скорее отрицательным. Никто, кроме местной администрации, лучше не знает, что происходит на территории муниципального образования, какие мероприятия население считает самыми необходимыми и что нужно городу в первую очередь. Трудно представить, что проблему конкретного дома, двора, человека будет решать федеральная или региональная власть. Сложностей добавляет некая уравниловка, которая существует на федеральном уровне в формировании тарифов на услуги муниципальных образований.
— Тарифы для всех одинаковы, а условия разные,- объясняет Леонид Можейко. — Сколько, например, может стоить проезд в общественном транспорте южного города? Наверное, дешевле, чем в северном. Разница в содержании инфраструктуры существенна. Достаточно сказать, что нам нужно чистить дороги от снега, чего вполне можно избежать в более теплых регионах. При единых тарифах преимущества одних над другими очевидны: где-то условия позволяют вкладывать средства в развитие автопарков, снижать стоимость проезда, а где-то общественный транспорт еле сводит концы с концами. К этим трудностям добавляется «риск государства» — постоянные изменения в законодательстве. Когда правила меняются без длительных дискуссий, среднесрочное и тем более долгосрочное планирование становится невозможным.
Скажем, администрация в условиях дефицитного бюджета пытается привлечь заемные средства под конкретные проекты. Для этого она должна знать уровень собственных доходов через два года, пять лет, а если речь идет о государственно-частном партнерстве в социальной сфере, то и на 10-15 лет вперед. Или инфраструктурные проекты, эффект от которых можно ощутить через десяток лет и более, — как их финансировать, не зная, что будет через год?
— Для рационального использования ресурсов города нам нужна предсказуемость, возможность просчитать некоторый временной период, четкое понимание среднесрочной и долгосрочной перспективы, — отмечает Леонид Можейко. — А мы, не имея экономической основы, вынуждены постоянно корректировать свои действия, подстраиваясь под изменения законодательства, что ведет к реализации в основном краткосрочных проектов. При этом мы становимся все более зависимы от воли вышестоящих уровней власти, что сводит наши усилия к профессиональному лоббированию.
О самоуправлении
Эти отрицательные факторы — зависимость и быстрые фундаментальные изменения в правилах работы — делают долгосрочные программы рискованными, ухудшают инвестиционный климат на территориях. Может быть, реформа местного самоуправления, которую сегодня планируют, способна изменить ситуацию?
— Меня не пугает слово «реформа», в работе местного самоуправления действительно много несовершенного, — говорит и.о. главы. — Настораживает неизвестность вектора этой реформы.
Леонид Можейко — сторонник сильного местного самоуправления. Например, модернизация объектов коммунальной структуры, выполненная за счет городского бюджета, может быть рассчитана с результатом на 20-30 лет. Как это делать, не понимая перспективы полномочий местной власти? Надеяться, что трубами в Рыбинске будет заниматься федерация?
— Я думаю, лучше все-таки опираться на собственные силы, — считает Можейко. — Это даст возможность и гражданам использовать свои ресурсы, а не надеяться на подачки, будь то финансирование из местного, регионального или федерального бюджетов.
Тема подачек оказалась в обществе живучей. Люди надеются на власть — от президента до руководителя города и старшего по дому, которые должны решить частные и коллективные проблемы. Эта отстраненность человека стала одной из тем, которые поднял Президент России в своем декабрьском послании. Необходимо шире привлекать общественность для решения вопросов, создать возможности для участия в общей работе по развитию города.
Леонид Можейко приводит примеры. В будущем году администрация намерена заключить трехстороннее соглашение между жителями нескольких домов микрорайона Волжский, представителями частных предприятий и городской администрацией. Суть договора — ремонт и дальнейшее содержание дворовых территорий, установка и эксплуатация спортивных сооружений и детских площадок. Еще один пример активности жителей — это проект «Двор моей мечты», предложенный жителями одного из домов по улице 50 лет ВЛКСМ. Здесь на основе некоммерческого партнерства предполагается не только установить спортивные площадки, но и поддерживать их в рабочем состоянии и проводить спортивные мероприятия.
— Люди объединяются вокруг проблемы, которая долго не решается, — говорит и.о. главы города. — Для начала эту проблему нужно внятно обозначить. А затем искать пути возможных решений. Совместно искать, обратите внимание.
Администрация не в состоянии знать все проблемы, которые возникают у жителей города. Поэтому так ценна информация, переданная с помощью даже таких агрессивных действий, как митинги и акции протеста. Леонид Можейко называет это каналом коммуникации: все, что любым способом может донести до местной власти задачу, которую видят жители, становится ценной информацией. Которая затем решается. Оперативно, если в дело вступают органы местного самоуправления. И в неопределенный промежуток времени, если полномочий у местной власти для решительных действий недостает.
О жилье
Из всех задач, которые ставит перед администрацией Леонид Можейко, мы подробно остановились на строительстве жилья. По простой причине: считается, что строят только там, где есть развитие. В конце концов, мы все заинтересованы в том, чтобы в Рыбинске не было полуразрушенных домов, чтобы квадратные метры можно было купить по доступной цене для детей и внуков. Задача администрации еще шире — обеспечить доступность жилья для тех, кто готов переехать в город на работу. И здесь есть перспективы.
— Во-первых, все бюрократические процедуры, связанные с выделением земельного участка, выдачей разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, предельно упрощены, — рассказывает Леонид Можейко. — Во-вторых, мы обратили пристальное внимание на привлекательность земельных участков. Разработаны и утверждены планы застройки двух микрорайонов — Прибрежный и Пузырево поле. И если первый предполагает вписать новое жилье и социальные объекты в существующую застройку, то в плане второго читается облик нового города с многоэтажной, малоэтажной и индивидуальной застройкой, летним стадионом, лыжней и велосипедными дорожками, парком отдыха и развитой социальной средой. Мы делаем заявку на участие в федеральной программе развития коммунальной инфраструктуры, и если наши планы осуществятся, земельные участки Пузырева поля станут привлекательны для застройщиков.
Администрация Рыбинска практически отказалась от уплотненной застройки внутри жилых микрорайонов и сделала выбор в пользу свободных участков. Однако они требуют больше усилий, поскольку не всегда обеспечены инженерными коммуникациями и дорогами. Тем не менее, Леонид Можейко считает, что ухудшать городскую среду за счет точечного строительства — тупиковый вариант. А вот осваивать свободные земли стоит более интенсивно. Да, строительство жилья растет год от года, но темпы его отстают от спроса, который в свою очередь растет вместе с ростом благосостояния и открытием рабочих мест на предприятиях Рыбинска.
— Новый завод «Русские газовые турбины», который начнет работу в будущем году, новое производство «Рыбинскэлектрокабеля», госзаказы НПО «Сатурн», «Вымпела», «Сатурн — Газовые турбины» — все это заставляет предприятия привлекать специалистов, а трудовые ресурсы нашего города практически исчерпаны. Заводы ищут работников за пределами Рыбинска. Но хороший специалист требователен. Ему нужно и доступное жилье, и возможность устроить ребенка в детский сад, современную школу. Наша задача — обеспечить социальную среду и в том числе активизировать строительство жилья.
Конечно, существует проблема конкуренции территорий. Крупные застройщики предпочитают вести строительство в Ярославле, где затраты на возведение зданий практически те же, что и в Рыбинске, а цена квадратного метра значительно выше. Но преимущество Рыбинска — в большом количестве земельных участков, готовых к застройке. И в отсутствии бюрократической волокиты.
Отдельная тема — расселение ветхого жилья. Несколько лет Рыбинск участвовал в региональной программе Фонда реформирования ЖКХ. За это время удалось переселить из аварийного фонда сотни семей. Для этих целей только в 2013 году построено 2036 кв. метров.
— Но мы сегодня регистрируем аварийное жилье быстрее, чем успеваем строить, — говорит Леонид Можейко. — На будущий год Фонд не представил новой программы. За счет города при дефиците бюджета много не построишь. Если говорить о программах улучшения жилищных условий нуждающихся граждан, то по всем им, тренд, скорее, не возрастающий. Мы поставили задачу разработать план корректирующих действий, цель которых — выравнивание ситуации и рост жилищного строительства.
Об итогах и планах
Без итогов в конце года обойтись трудно. Как невозможно не мечтать и не строить планы на перспективу. Чем запомнится 2013-й? Что можно из него взять в будущее, а что хочется навсегда оставить в прошлом?
— Уходящий год оказался для нас исключительно тяжелым по одной причине — это временное отстранение главы Рыбинска Юрия Ласточкина от работы, — рассказывает Леонид Можейко. — В остальном год был удачным, мы многое смогли сделать. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех жителей города.
В актив года и.о. главы включает хорошие результаты работы промышленности, коммерческого сектора, малого бизнеса, открытие торговых центров, двух новых детских садов, ремонт и строительство дорог, благоустройство дворов, инвестиционные проекты предприятий. Даже Дворец спорта «Полёт», который предстоит открыть в первом квартале будущего года, и тот можно отнести к достижениям, потому что Рыбинск в конечном счете получит не просто отремонтированное, а современное спортивное сооружение, которое позволит поднять спорт на новый уровень.
— В какой-то мере нам повезло, — говорит Леонид Можейко. — Изменилась государственная политика в отношении военного комплекса, и то, что в 90-е стало источником наших проблем, сегодня дает городу большие возможности. Год был удачным для многих предприятий, работающих с ОПК. И важно, что эта тенденция сохраняется.
Большие надежды связывает и.о. главы с развитием кластера турбогазомашиностроения. Ряд работающих предприятий пополнит новое — «Русские газовые турбины». И учредители уже обсуждают возможность строительства в промзоне «Копаево» еще одного завода.
Из социальных объектов Леонид Можейко выделяет библиотечно-информационный центр «Радуга», который откроется в начале 2014 года и должен стать не только библиотекой с возможностью доступа к книжным ресурсам России и мира, но и средоточием литературной жизни Рыбинска.
Но если говорить обобщенно, не перечисляя все достижения и недостатки, то главной задачей руководитель города видит сохранение в Рыбинске тренда развития:
— Мы не можем позволить себе «выйти на плато» и тем более упасть вниз. Задел 2013-го дает нам шансы роста. Несмотря на сложный бюджет будущего года, важно поддержать экономику адекватной социальной средой. Накануне Нового года я мечтаю о том дне, когда в Рыбинске не будет очередей в детские сады, когда все образовательные учреждения города станут такими же современными, как школа № 26. Это все связано между собой: образование и промышленность, строительство жилья и квалифицированные кадры, рост производства и развитие социальной среды. Я чувствую поддержку людей, и это делает меня счастливым. Есть одно желание, которое я хотел бы загадать на Новый год. Оно достаточно личное, но вместе с тем связано с городом. Мне бы очень хотелось видеть главу, продолжающего исполнять свои обязанности.