До революции в двухэтажном кирпичном здании на Углической улице размещалась Мариинская женская гимназия. В 1876 году Городская дума выкупила этот дом у наследников купца Григорьевского, чтобы отдать его учебному заведению. За годы существования гимназии образование получила тысяча учениц. После революции она была преобразована в советскую трудовую школу, где могли учиться и мальчики.
Впоследствии школа стала средней общеобразовательной, ей присвоили номер три. Больше девяноста лет в этих стенах звенели школьные звонки, скрипел по доске мел, по коридорам бегали дети, в середине девяностых даже открыли новый спортзал, пока в 2012 году не пришло сообщение о переезде на новый адрес – ул. Глеба Успенского. Из старой школы вывезли мебель и книги, а двери заперли.
Больше десяти лет здание пустовало. Воры срезали трубы, батареи, вырвали проводку. Спилили старинные перила парадной лестницы. Вандалы громили оставшееся. Сейчас в школе нет отопления, воды и электричества. Течет крыша. В местах протечек стены покрылись черной плесенью, гниет пол, от стен отслаивается краска. Многие окна разбиты, они закрыты фанерными щитами. Во многих классах сыро, темно и холодно.
Такой бывшую третью школу увидели волонтеры в этом году, когда решили: нужно что-то делать, иначе будет поздно.
— Идея заняться этим зданием возникла спонтанно, когда обсуждали судьбу пустующих зданий в Рыбинске, — признается Светлана Рудакова, руководитель группы активистов. – Стало очевидно: здесь необходимо произвести противоаварийные работы. Если сейчас этого не сделать, то здание придет в еще больший упадок.
Весной Светлана создала группу ВКонтакте «Возрождение Мариинской гимназии», чтобы к команде добровольцев могли присоединиться все, кто не равнодушен к судьбе здания. Народ начал подтягиваться.
— К нам присоединились из православной гимназии, рыбинского дома престарелых, ребята из молодежного движения «Три нити», представители духовенства, местные жители, бывшие ученики и учителя этой школы. Я сама здесь училась, и мне понятен их порыв – сберечь это красивое историческое здание, сохранить то, что есть, – продолжает Светлана Рудакова.
Общественники начали с того, что обошли территорию школы, периметр здания. Обнаружили, что деревья прорастают корнями в фундамент, разрушая его. Сообщили в Управление городского хозяйства, рабочие приехали и выпилили растительность.
Дальше активисты приступили к уборке внутри помещений. Они уже вынесли из школы четыре контейнера мусора. И это только начало. Работы по очистке здания, по оценкам волонтеров, хватит до конца лета.
— Когда впервые мы увидели масштаб предстоящих работ, ахнули: из-за завалов в некоторые классы невозможно было войти. Намокшие от протечек крыши навесные потолки рушились под собственной тяжестью, падали на старую мебель. Больше всего пострадало крыло, где была начальная школа. Там классы находятся в самом печальном состоянии, – рассказывает руководитель добровольцев.
Субботники в Мариинской гимназии проводятся регулярно, примерно раз в две недели. Люди приходят помогать в свое свободное время, после работы. Приносят швабры, мешки, тряпки.
Сотрудник Сбермаркета Олег, можно сказать, уже профессиональный волонтер-спасатель зданий с историей. Он работал и в больнице водников, и в доме фотографа Сигсона, а узнав из соцсетей о субботниках в бывшей Мариинской гимназии, сел на велосипед и поспешил помогать.
— После работы приехал разбирать обрушившиеся конструкции, выносить мусор. Меня привлекает атмосфера, общение, здесь много хороших людей, – говорит он.
Некоторые активисты берут с собой детей – так они хотят привить им бережное отношение к нашему наследию, к истории и к городу. Светлана Бебешко пришла на субботник с внучкой. Надев защитные маски, они приступают к делу.
— Материальную помощь мы оказать не можем, но вложиться своим трудом – с удовольствием! Мне очень обидно, когда вижу в городе заброшенные дома, которые могли бы приносить людям и пользу, и радость, – говорит женщина. – Если здание вновь будет служить духовному развитию рыбинцев, будет просто замечательно. Именно с этой целью мы здесь.
Не остаются в стороне выпускники третьей школы. Ирина Шульгина в этих стенах училась в младших и средних классах. Говорит, просто не могла пройти мимо. На субботнике она уже во второй раз.
— Нынешнее состояние школы – слезы. Сейчас в этом кабинете разруха, выбиты окна, а я помню, как в начальной школе мы здесь писали диктант. А с этой лестницы, где сейчас даже перила украли, я бросала портфель на голову мальчишке-хулигану, обижавшему девочек. Много воспоминаний детства связано со школой, потому и хочется помочь.
Люди работают в очень непростых условиях: пыль, грязь, сырость. Там, где окна заколочены, разгребают мусор при свете карманного фонарика. Под ногами хрустят осколки стекла. Несмотря на это, команда неравнодушных растет, на субботниках появляются новые лица.
Волонтеры уверены: их активность, кроме всего прочего, помогает привлечь к зданию внимание: как со стороны властей (город предоставляет контейнеры под мусор, обещают устранить протечки и починить крышу), так и со стороны потенциальных инвесторов, предпринимателей или филантропов.
— Недавно к Алексею Ставицкому в Рыбинск приезжал меценат, который заинтересован работать с ним. Они осмотрели ряд зданий в городе, в том числе и это, – говорит Светлана Рудакова.
Сейчас у администрации Рыбинска нет однозначного решения, что будет размещаться в бывшей третьей школе. А пока город ищет варианты, волонтеры подумывают о создании некоммерческой организации, чтобы самим взять над зданием шефство. В Рыбинске уже создан прецедент, когда активисты дома семьи Сигсона доказали серьезность своих намерений, открыли АНО и заключили договор аренды дома. Теперь они официально пользуются муниципальной недвижимостью на безвозмездной основе, восстанавливают здание, продвигают свой культурный проект. Их пример вдохновляет и команду тех, кто мечтает о возрождении Мариинской гимназии.
Когда же наконец займутся домом на Радищева 1 ? Наверно, одно из самых красивых зданий в городе с самой богатой лепниной разваливается прямо у всех на глазах (уже весь дом снаружи покрыт трещинами), прямо на глазах у туристов, которые его фотографируют в недоумении — как можно так поступать с таким красивым некогда зданием.
Мэр города Рудаков недавно сокрушался про снесенный деревянный барак на улице Чкалова, а здесь что же? Или он ждет когда его тоже снесут, а потом можно будет покричать? Историческое каменное здание пропадает при полном попустительстве властей.
Надо с прежнего главы спросить за халатное отношение к гимназии. Ее крушили активно и не стесняясь, боятся было нечего. Наверняка люди сигнализировали, что там делается. Проигнорировали. Школу закрыли и бросили, консервации и охраны объекта не было. А весь город в камерах Ател, можно было и тут поставить, чтобы можно было вандалов и ворье отследить. Теперь волонтеры чего то пытаются сделать. Власти то где?