С 1 января закон обязал банки оповещать клиентов обо всех операциях с пластиковыми картами. На бумаге все ясно, а на практике и по прошествии месяца остается множество вопросов. Главный из них: почему от некоторых кредитных учреждений уведомлений так и не приходит, а консультации от служащих банка порой весьма и весьма туманные.
После публикации в одном из последних номеров нашей газеты статьи «Клиенту никто не пишет» читатели будто сговорились, звонили и задавали один и тот же вопрос: «Так вошел в силу закон насчет банков или нет?» Имелись в виду изменения в ФЗ «О национальной платежной системе», которые начали действовать с 1 января этого года и согласно которым, в частности, банки обязаны уведомлять клиентов обо всех операциях, проводимых с помощью пластиковых карт. Люди ждали, что с боем курантов им начнут приходить смс или сообщения на E-mail после каждой покупки, оплаченной через электронный терминал. Но этого не произошло. В разговорах с читателями выяснилось, что многие из них являются держателями карт Сбербанка. Один из них рассказал, что сотрудники кредитного учреждения на его расспросы ничего толком не ответили, сославшись на то, что поправки якобы еще то ли не приняты, то ли не подписаны, в общем, бесплатных смс ждать не стоит, по крайней мере пока. Между тем другие банки, в особенности региональные, новыми положениями федерального закона всерьез озаботились. Некоторые владельцы карт уже начали получать заветные сообщения на телефон. Банк «Легион», в частности, разместил на своем сайте информацию для клиентов, чтобы они обращались в офисы, сообщали обновленные данные для связи с ними и оформляли дополнительное соглашение для получения информации об операциях с «пластиком». Ибо есть обязанности не только у банка, но и у клиентов: при оформлении карты в банке клиент подписывает заявление, где указывает номер мобильного телефона. Об актуальности данных он должен заботиться сам: своевременно сообщить об изменившейся информации в банк. И если данных для связи с вами в базе банка нет, то никто вам ничего не должен.
Наш корреспондент дозвонился по телефону до одного из офисов Сбербанка в Рыбинске, и девушка на том конце провода ответила, что да, о нововведениях в законе они что-то слышали, но «до нас это еще не дошло», и от себя добавила: «Ну вы же сами понимаете, что посылать бесплатно смс каждому клиенту после каждой операции — это слишком дорого». Раз не удалось получить разъяснений от рядовых сотрудников, мы обратились к руководству Сбербанка. В комментарии пресс-центра Северного банка ОАО «Сбербанк России», в частности, говорится, что данное кредитное учреждение и раньше, еще до вступления поправок в силу, информировало своих клиентов: «Сбербанк России ежемесячно формирует отчет по операциям с банковской картой и отправляет его держателю карты. Способ доставки отчета выбирает сам клиент. Это может быть получение отчета в филиале или доставка на электронный адрес. Также отчет по банковской карте можно запросить через сервис «Сбербанк Онлайн». Дополнительно по желанию клиента банк предоставляет платную услугу «Мобильный банк», с помощью которой клиент получает информацию о совершенных операциях сразу в виде смс-сообщений».
Напомним, что по закону оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму, о которой тот не был проинформирован и которая была совершена без его согласия (часть 13 статьи 9 ФЗ-161). Естественно, о фактах мошенничества, операциях, вызывающих у вас сомнения, а также об утрате карты вам следует сообщать в банк, причем, как то предписывает закон, незамедлительно. Во всяком случае — внимание: нюанс! — «не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции» (часть 11 статьи 9). Конкретные сроки уведомления в тексте ФЗ не названы — и это момент принципиальный.
В любом случае Сбербанк несет ответственность перед своими клиентами и подчеркивает это. Согласно пункту 6.8. Условий использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» «держатель имеет право подать в Банк письменное обращение по спорной операции (претензию) в течение 30 календарных дней с даты отчета (того самого, который банк обязуется предоставлять ежемесячно) либо в течение 60 календарных дней с даты совершения операции. Неполучение банком от держателя претензии в указанный срок означает согласие держателя с операциями». Соответственно, если отчет об операциях по «пластику» вы получили только через месяц, после того как с вашего счета, скажем, в неизвестном направлении улетучились накопления, то эту сумму банк должен возместить. Другое дело — свою правоту вам придется еще доказать. Но чем больше времени пройдет с момента мошенничества, тем труднее это будет сделать. Элементарно: не все супермаркеты, магазины и заправки, в которых злоумышленники могут затариться под завязку по украденной/потерянной карте, хранят записи с видеокамер в течение месяца. Так что со сбором доказательной базы придется попотеть, и не факт, что результат будет для вас удачным. Выход может быть таким — для собственного спокойствия почаще проверять состояние своих счетов, если ваш банк не торопится предоставлять отчет по проведенным операциям. А финансовым учреждениям хотелось бы пожелать профессиональнее инструктировать своих сотрудников, как грамотно консультировать людей по актуальным вопросам. Так, для поддержания лица. Что касается самих изменений в закон «О национальной платежной системе», то их, как и многие другие реформы, эксперты и сами банкиры называют недоработанными и требующими обкатки на практике.