Нижегородский завод «Красное Сормово» может остаться без контракта на сумму 2,2 млрд руб., который получил по итогам конкурса ФГУП «Росморпорт». Протокол оценки заявок на строительство трех земснарядов обжаловал другой участник конкурса — Рыбинский завод гидромеханизации, который нашел в расчетах комиссии ФГУПа «арифметические ошибки» и усомнился в их оценке квалификации и качества участников конкурса.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предписала «Росморпорту» отменить итоговый протокол и провести повторную оценку заявок.
Об итогах антимонопольного спора вокруг первого в новейшей истории России госзаказа на дноуглубительные суда (земснаряды) сообщила пресс-служба ФАС. Как пояснили в ведомстве, инициатором разбирательства стало ЗАО «Завод гидромеханизации», которое также участвовало в тендере на проектирование и строительство трех земснарядов с объемом трюма 1 тыс. куб. м для филиалов «Росморпорта» (морской порт Усть-Луга, большой порт Санкт-Петербурга, порт Туапсе), но по итогам оценки заявок проиграло нижегородским конкурентам. На контракт, начальная цена которого составляла 2,27 млрд руб., кроме нижегородского и рыбинского предприятий, также претендовали голландские IHC Holland B.V. и Damen Shipyards Gorinchem. По итогам тендера победителем было признано ОАО «Завод «Красное Сормово»», предложившее построить суда за 2,2 млрд руб. за три года.
На рыбинском заводе процесс оценки конкурсных заявок считают незаконным. В частности, по словам члена совета директоров компании Евгения Леонова, конкурсная комиссия «Росморпорта» допустила «арифметическую ошибку» при подсчете баллов: «Есть объективный параметр, который рассчитывается по заданной формуле, в которую входят цена, срок постройки и срок гарантии. Мы предложили гарантию 37 месяцев, а «Красное Сормово» — 24 месяца и должно было получить 3,33 балла по этому параметру, а получило 6,67. В результате этого в общем зачете у них на 0,17 балла больше». Кроме того, по мнению господина Леонова, «Росморпорт» необоснованно снизил значимость параметра «цена» при подсчете баллов: «Мы предложили цену на 236 млн. руб. ниже, чем «Красное Сормово», а для «Росморпорта» это была бы серьезная экономия — это цена хорошего судна». Еще одним нарушением на заводе считают немотивированную оценку субъективных параметров — качества и квалификации участников конкурса. По словам Евгения Леонова, рыбинский завод за оцениваемые комиссией три года построил 17 земснарядов, а «Красное Сормово» — ни одного, но также получило баллы по этому параметру. «Когда мы сказали об этом на заседании ФАС, «Росморпорт» сослался на то, что субподрядчиком «Красного Сормова» по контракту должна была выступать голландская Damen. Но ФАС с нами согласилась и предписала пересчитать баллы за опыт «Красного Сормова», — рассказал член совета директоров заявителя. На заводе не сомневаются, что пересчет показателей принесет победу — разница в баллах с победителем конкурса у него составляла всего 0,3-0,4%, но готовятся к длительным тяжбам с «Росморпортом».
Результаты конкурса имеют огромное значение не только для завода гидромеханизации, но и для всего Рыбинска. «Это самый крупный заказ на изготовление техники, который предприятие получало за все годы своего существования. Благодаря ему коллектив будет обеспечен работой в течение трех лет. Более того, нам придется практически вдвое увеличить численность работников: с 300 до 500-600 человек. Мы будем привлекать лучших специалистов. Учитывая высокую конкуренцию, сложившуюся на рынке труда Рыбинска в последние годы, их необходимо будет мотивировать в том числе и высокой заработной платой. В связи с этим следует ожидать увеличения налогов, в частности в местный бюджет.
Если следовать букве закона и указаниям ФАС, то победителями конкурса должны стать мы. Честно говоря, «Росморпорт» вряд ли смирится с такими результатами тендера. Но мы готовы бороться за заказ, потому что уверены: в техническом отношении наш проект более современный и экономически наше предложение выгоднее», — сказал Евгений Леонов.
Оперативно получить комментарий «Росморпорта» не удалось. В Объединенной судостроительной корпорации (основной акционер «Красного Сормова») рассказали, что контракт с «Росморпортом» подписан не был. Владелец «Красного Сормова» «внимательно наблюдает за развитием ситуации»: «Для нас важен любой контракт нашего предприятия, тем более такого крупного, квалифицированного и умеющего четко работать, как «Красное Сормово». Нам бы хотелось, чтобы портфель заказов завода на текущий год был значительнее».
Крупный многомиллиардный контракт «Росморпорта» — первый в новейшей истории России госзаказ на земснаряды, и участники тендера готовились к нему заранее. К примеру, «Красное Сормово», которое не строило земснарядов, в декабре прошлого года подписало соглашение о сотрудничестве с бельгийской компанией Dredging International, которая собиралась поделиться технологической информацией и собственными наработками в строительстве дноуглубительных судов. Стороны рассчитывали, что это усилит позиции завода как конкурсанта в тендерах «Росморпорта».
Рыбинский завод начал готовиться к госзаказу пять лет назад. «Сначала предполагалось использовать деньги ЕБРР, а потом было принято решение о государственном финансировании. Причем первые торги были объявлены еще летом прошлого года, и мы в них принимали участие, но тогда конкурс отменили — скорее всего из-за высокой цены», — рассказал Евгений Леонов.
Для обоих предприятий крупный госконтракт одинаково принципиален, отмечает директор по развитию медиагруппы «Портньюс» Надежда Малышева. Однако, по ее мнению, рыбинскому предприятию с узкой специализацией сложнее компенсировать отсутствие крупного госзаказа, тогда как «Красное Сормово» может обеспечить себе загрузку за счет строительства других типов судов. По словам эксперта, новые контракты у нижегородского завода могут появиться в связи с принятыми на уровне федерации решениями по выводу до 2015 года из эксплуатации устаревших танкеров. «Когда «Красное Сормово» заявлялось на конкурс, оно не говорило о партнерстве с Damen. Это один из мировых лидеров по дноуглублению, компания уже занимается дноуглубительными работами в российских портах по заказам «Росморпорта». Но сейчас государство держит курс на поддержку российского судостроения», — замечает эксперт.
По мнению директора нижегородского представительства юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяны Кормилицыной, даже если «Росморпорт» проведет по предписанию ФАС переоценку заявок, это не гарантирует победы рыбинского завода: «Будут пересчитываться все параметры для всех компаний — участников конкурса. И не исключено, что в каких-то пунктах рыбинский завод действительно выиграет, а в других — проиграет». В любом случае разрешить конфликт, по мнению юриста, можно будет только в суде за счет привлечения к оценке параметров заявок сторонних экспертов.
Юлия КУСТОВА
В материале использована информация с сайта www.kommersant.ru