Надежда Заморова – десятиклассница школы № 12, воспитанница образовательных курсов «Кузница 100-балльников». «Целеустремленная труженица» – так характеризуют ее педагоги. Весной она победила в конкурсе на участие в образовательной программе «Лифт в будущее», которую проводят БФ «Система» и Всероссийский детский центр «Океан». Ее работа вошла в сотню лучших, набрав 48 баллов из 50.
Победа в конкурсе открыла девушке возможность поехать во Владивосток, на тематическую смену «Океана».
— Про «Лифт в будущее» я узнала случайно – наткнулась на информацию в интернете, — рассказывает Надежда. — Несмотря на то, что сроки поджимали, решила поучаствовать. Требовалось написать эссе на тему «Мой город будущего». Я долго думала, что же для меня представляет город будущего, каким бы я хотела его видеть, что в нем должно быть. И поняла, что самое главное, на что необходимо обратить внимание сейчас, это экология.
Девушка убеждена: одна из главных проблем – это наплевательское отношение человека к природе. В своем эссе она продемонстрировала знания не только новых технологий и современной экологической повестки, но и литературных источников.
— В головах людей заложена идея, что человек – венец творения. Мысль не новая, ей как минимум несколько столетий. Об этом размышляет и Пушкин в «Медном всаднике», и Тютчев. Но такая точка зрения опасна, — рассуждает Надежда. — Чтобы изменилось мировоззрение, на мой взгляд, нужно заниматься экопросвещением. А при планировании городов находить решения, которые «подсказывает» сама природа, брать во внимание возобновляемые источники энергии. Сейчас это перестает быть фантастикой. Взять хотя бы пример Исландии, которая практически полностью отапливается за счет геотермальных источников. Сейчас много говорят о водородной энергетике, о других альтернативных технологиях, об электричестве из биогаза, который образуется в процессе гниения органики.
По мнению школьницы, без новых «зеленых» технологий в городе будущего не обойтись. В родном Рыбинске таких примеров пока не много, но все же они есть.
— Приятно видеть свой город меняющимся. Например, на дорогах появились электробусы. Классно, что предприятия запускают новые проекты, что мы не стоим в стороне от больших тенденций, — говорит девушка. — Хотелось бы, чтобы имя Рыбинска чаще звучало в связи с техническим прогрессом. На мой взгляд, важно заниматься просвещением, популяризацией всего лучшего, что происходит в городе, в стране и мире. Это позволит привлечь к темам передовых технологий и экологии новых людей, в особенности – молодежь.
Позади у Надежды тысячи километров пути на самолете. С 21 июня в течение трех недель девушка из Рыбинска получает уникальный опыт проектной деятельности на берегу Японского моря.
ВДЦ «Океан» – это крупнейшая площадка инновационного развития и образования детей России. В тематических программах здесь ежегодно участвуют 16 тысяч подростков с 12 до 17 лет со всей России и из 20 стран мира. Партнерская база центра – более ста организаций.
— Я гуманитарий, который попал на технологическую смену. Это направление связано с науками, новыми технологиями. И я ожидаю, что мне будет немного сложно, — признается Надежда. — На собрании нас сразу предупредили, что мы сюда приехали не отдыхать. Будем заниматься проектной деятельностью. Наша дружина «Парус» будет разрабатывать проект и макет города будущего.
Организаторы тематической смены «Океана» ставят перед собой цель – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор профессии.
Сама Надя с выбором пути, кажется, уже определилась – планирует поступать в Литинститут имени Горького, связать свою жизнь с писательским делом, филологией, просвещением. До отъезда во Владивосток девушка трудилась в одном из кафе Рыбинска.
— Хочу заработать деньги на репетиторские курсы. Опыт общения с разными людьми, возможность научиться преодолевать застенчивость, выстраивать диалог – это еще одна причина, по которой я пошла в официанты, — уточняет школьница.
Чтобы подготовиться к поступлению в престижный столичный вуз, Надежда, как и многие ее сверстники, приступила к подготовке к ЕГЭ задолго до выпускного класса. По ее словам, здесь не обойтись без репетиторов — и это уже объективная реальность. Они же помогают мотивированным школьникам добиваться побед в конкурсах и олимпиадах.
— Я не думаю, что, готовясь самостоятельно, просиживая часы в библиотеке, можно добиться лучших результатов, — размышляет победитель российского конкурса. — Школа — это основа. Здесь мы получаем базовые знания и на дополнительных часах углубляем их. А на курсах вне школы узнаем еще больше. Они дополняют друг друга – сильные учителя и сильные наставники «Кузницы 100-балльников». Если бы подобных образовательных проектов, направленных на развитие детей-гуманитариев, в Рыбинске было больше, город бы от этого только выиграл.