Агломерация — компактное расположение, группировка поселений, обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.
Примеры городской агломерации как процесса концентрации эффективного производства хорошо известны всему миру. Это мегаполисы Гонконг, Сингапур, Нью-Йорк, Чикаго, многие другие урбанизированные зоны США. Самой успешной в мире агломерацией считается канадский Ванкувер.
В России о ней активно заговорили после того, как Минрегион в 2007 году заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. К тому времени уже сложился ряд территорий, которые по экономическим, юридическим, географическим показателям вполне можно было называть агломерациями. А в 2010 году, по экспертным оценкам Правительства РФ, в стране существовало 20 территорий с населением от 17 миллионов до чуть более 1 миллиона человек. Например, Московская агломерация может включить в себя 81 город и 72 поселения городского типа, а Омская — всего 2 города и 3 пгт. Тогда же впервые российское правительство объявило, что из 83 регионов в России должны остаться эти 20 агломераций.
Почему возникла идея укрупнения территорий? По мнению авторов проекта, 90% российских городов — это малые города численностью до 100 тысяч человек. Половина этих городов — монопрофильные, число их жителей не увеличивается, социальная инфраструктура не развивается.
Очевидный вывод — развивать большие города и агломерации, в которых будет единая скоростная система общественного транспорта, общее торговое, образовательное и культурное пространство. Среди главных преимуществ агломерации декларируются возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.
Это тот глобальный план укрупнения территорий, который может осуществиться в России. Одновременно идет речь о создании агломераций в регионах. Таким стал проект агломерации Ярославля, Рыбинска и Тутаева.
Так что же такое агломерация? От чего и от кого зависит процесс объединения? Что даст он населению? В этом мы и попытались разобраться.
Агломерация — понятие не градостроительное, не географическое и не экономическое, считают специалисты. Скорее, это способ управления развитием. И прежде всего — это форма договорных отношений между автономными и во многом самостоятельными муниципалитетами.
Цель агломерации — это качество жизни. Увеличивается свобода выбора для всех людей, там проживающих. Единая система обслуживания, транспортный трафик, зоны отдыха, спорта, культуры — все это дает населению большие возможности.
Переход к развитию в рамках агломерации — это не административный и даже не технологический процесс. Его невозможно осуществить одним указом. Это согласованный интерес всех участников процесса.
Вот условная инструкция по созданию агломерации на территории региона. Первый шаг — усадить за общий стол глав городов для того, чтобы между ними состоялся прямой диалог. Каждому из муниципалитетов необходимо определить общие проблемы, которые поодиночке решить трудно. Тем самым выстроится система предметов взаимного интереса. Одним из них может стать согласование транспортной схемы, чтобы люди могли легко и просто, не замечая границ муниципальных образований, ездить по территории агломерации. Объектами приложения совместных усилий могут стать и водопровод, и даже полигоны ТБО. Следующее направление работы — выделение площадок для строительства жилья и для выноса промышленных предприятий за пределы городов. И так далее по всем позициям — общие договоры и общее мнение.
Говорят, что это самый эффективный способ построения. А самый абсурдный — это попытки механического присоединения одной территории к другой. С агломерацией он ничего общего не имеет.
Однако не исключены проблемы, так сказать, неадминистративного порядка. Например, население «центрального» города может опасаться снижения уровня бюджетной обеспеченности, а жители «периферийных» городов — усложнения решения социальных и бытовых проблем. Бизнес-элита может бояться потери статуса, а прагматичные интересы управленцев могут свестись к решению конкретных проблем своих территорий. Иногда чиновники наивно полагают, что объявление себя агломерацией открывает доступ к дополнительным ресурсам федерального бюджета, частным инвесторам. А кто-то пытается использовать агломерационную тему как инструмент повышения своего статуса, аргумент в политической борьбе и т.д. Так что очевидные выгоды не отменяют необходимости поисков компромиссов, с чем у нас, как показывает история, большие проблемы.
Ванкувер — образец агломерации — готовился к процессу в течение нескольких лет. Шла колоссальная подготовительная работа, огромный массив экспертных заключений, общественных слушаний. Создавались целые тома, которые описывали предметы общей заботы, общего интереса. Отсюда, к примеру, единая схема территориального планирования.
Никаких законодательных норм регулирования агломерации не существует. Все укладывается в систему гражданского договора. Есть закон о местном самоуправлении, регулирующий взаимодействия муниципалитетов, и нужна добрая воля этих муниципалитетов и губернских властей.
Одним из самых проработанных и реалистичных в России считался проект Иркутской агломерации, который появился в конце 90-х годов прошлого века как комплексный план развития Иркутска, Ангарска и Шелехова. Однако, несмотря на хорошие стартовые условия, серьезность разработок и поддержку Федерации, проект был заморожен по характерной для России причине: противодействие промышленной и чиновничьей элиты и политические раздоры.
Об агломерации относительно Ярославской области заговорили не впервые. Несколько лет назад обсуждался вариант объединения вокруг Ярославля нескольких областей, затем — все тех же городов Тутаева и Рыбинска.
И вот опять агломерация. Конечно, ее нельзя сравнивать с Ванкувером. Речь не идет о выносе промышленных предприятий за границы городов и о создании единой административной структуры. В проекте объединение Ярославля, Рыбинска и Тутаева и их развитие как единого комплекса с общей транспортной инфраструктурой. Это, как заявляют сегодня областные чиновники, один из шагов в создании комфортной жизненной среды. Современная транспортная связь увеличивает возможности выбора места работы и проведения досуга.
Предполагается, что «придать динамику развитию Ярославля — центру будущей агломерации — поможет аэропорт «Туношна», участие в разработке проекта примет Внешэкономбанк».
Вопросов возникает много. Каким образом произойдет объединение? Что значит — динамика развития и транспортная связь? В конце концов, уже сегодня жители Рыбинска вполне могут каждый день ездить на работу в Ярославль и тем более — Тутаев. То же можно сказать об отдыхе, шопинге, культурных мероприятиях.
Немало и ярославцев, которые работают в Рыбинске — трасса между нашими городами пусть не идеальная, но по российским меркам недлинная. Из общей картины как-то выбивается аэропорт «Туношна», работу которого абсолютное большинство рыбинцев не замечает…
В общем, идея любопытная, но привьется ли она на российской почве?