Приблизить профессиональное образование к реалиям производства и подготовить действительно востребованных специалистов — таковы задачи федерального пилотного проекта. В эксперимент дуального образования включился Рыбинский промышленно-экономический техникум совместно с НПО «Сатурн».
В системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» Ярославская область вошла в числе пяти регионов-победителей. Всего на конкурс заявки подали 23 субъекта Российской Федерации.
Суть дуальной системы в том, что одновременно с учебой в образовательной организации студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. Высокая жизнеспособность и надежность такого подхода объясняется тем, что он отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, нуждающихся в квалифицированном персонале; будущих работников, стремящихся получить востребованную специальность с перспективой трудоустройства; государства, заинтересованного в развитии экономики.
Проект рассчитан на 2014-2016 годы. В Ярославской области его участниками стали четыре образовательных учреждения: Ярославский промышленно-экономический колледж, Ярославский автомеханический колледж, профессиональный лицей № 21 и единственный представитель нашего города — Рыбинский промышленно-экономический техникум. В ближайшее время все они получат статус федеральной инновационной площадки. И каждое из них будет работать в тесной связке с конкретным предприятием Ярославской области. Для Рыбинского промышленно-экономического техникума таковым выступает НПО «Сатурн». В этом и заключается основной смысл проекта.
— Сотрудничество предприятия и техникума возникло не вдруг, — говорит директор техникума Андрей Порошин. — С НПО «Сатурн» мы сотрудничаем с 2005 года. Обе стороны заинтересованы в подготовке молодых специалистов по востребованному на заводе направлению «Машиностроение». Договорные отношения нас связывают также с другими промышленными предприятиями города: «Сатурн-Газовые турбины», «Русская механика», «Рыбинсккабель». Крупные заводы давно пришли к тому, что необходимо уделять повышенное внимание подготовке и переподготовке кадров для своего производства.
С течением времени актуальность такого партнерства будет все ощутимее. Не секрет, что с набором на целый ряд специальностей сейчас проблемы повсеместно. Промышленно-экономический техникум – единственная профессиональная образовательная организация в Рыбинске, которая сегодня набирает станочников. С каждым годом престиж рабочих профессий падает. Если еще лет пять назад на курсе училось по 50-60 человек, то теперь — только 15-20. В то же время крупные машиностроительные предприятия испытывают кадровый голод – не хватает рабочих рук.
— О нехватке квалифицированных рабочих кадров говорят давно на разных уровнях: городском, региональном, федеральном, — продолжает Андрей Николаевич. — Работодатели часто говорят: готовите рабочих не тех квалификаций, не соответствующих требованиям, которые есть на предприятии. Поэтому вполне логично, если бизнес будет участвовать в подготовке необходимых ему специалистов и вкладывать в это собственные средства.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации.
При разработке проекта дуального образования особенно пристальное внимание уделялось системе профессионального образования Германии – она проверена жизнью и является образцом для всего Евросоюза. И вот почему. Эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров. Кроме того, немцы могут гордиться одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет.
— Я сам проходил стажировку в Германии, — рассказывает директор РПЭТ. — И лично мое мнение: за основу дуального обучения взято то лучшее, что было в советской практике. В частности, теоретические знания студенты там получают в учебной организации, а все практические навыки полностью отрабатывают на предприятии, на конкретном рабочем месте. В период обучения работодатель выплачивает учащимся достойную стипендию. Кроме того, особое внимание уделяется профориентации в школах. Эти моменты хотим внедрить и мы.
План мероприятий по внедрению дуального образования прописан в так называемой дорожной карте. Она общая для образовательного учреждения и предприятия. Педагогам и промышленникам предстоит большая работа: совместная разработка профессиональных стандартов, корректировка имеющихся образовательных программ, модернизация материальной базы. В ходе реализации проекта будут отрабатываться механизмы реализации практико-ориентированного обучения.
Преобразования почувствуют на себе ребята, которые сейчас учатся на 1-м курсе – станочники и электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Азы теории они, как и раньше, получат в стенах техникума, а на производственную практику отправятся в учебный центр НПО «Сатурн» и непосредственно в цеха. Предприятие возьмет на себя обязательство по выплате дополнительной стипендии, а возможно, и заработной платы – этот вопрос сейчас согласовывается.
— Хотелось бы, чтобы изменилось отношение к рабочим профессиям, чтобы повысился их престиж. Мы все заинтересованы в том, чтобы молодежь шла учиться на востребованные специальности, чтобы экономика города пополнялась молодыми кадрами, — возлагает надежды на экспериментальный проект директор техникума.
Еще одно предложение касается изменения подхода к профориентации школьников. Например, вовлекать в этот процесс предприятия, которые могут знакомить учеников с производством и выпускаемой продукцией. Сейчас совместно с городским департаментом образования началась работа в этом направлении. Здесь речь идет не только о популяризации рабочих профессий, но и об особенностях проведения школьных уроков технологии — как введение в профессию.
Проект дуального образования – не единственный, в котором участвует РПЭК. Перед новым годом техникум вошел в программу развития машиностроительного кластера, также в партнерстве с НПО «Сатурн». Здесь, по словам Андрея Николаевича, предусматриваются ассигнования на переоснащение профессий, связанных с машиностроением, за счет областного и федерального бюджетов и предприятий.
— Задача везде одна – подготовить высококлассных, высоковостребованных специалистов, приблизиться к мировому уровню подготовки. Настоящий профессионал должен знать современное оборудование, уметь работать на нем, но главное – быть готовым учиться всю жизнь, — утверждает Андрей Порошин.
Возможность оценить возможности своих студентов и сравнить их уровень с достижениями учащихся из других регионов России представится совсем скоро. Рыбинский промышленно-экономический техникум опять-таки совместно с «Сатурном» готовят своего кандидата — оператора станков с ПУ — для участия в региональном этапе международного конкурса «World Skills Russia». Чемпионат молодых профессионалов пройдет 16-20 мая в Казани. Конкуренция будет очень сильная, и хотя цели победить рыбинцы не ставят, они настроены решительно: важно почувствовать уровень, к которому необходимо стремиться.