новости 26 февраля 2014 17:30

Деды и внуки, достойные восхищения

22 февраля в четвертый раз на аэродроме Рыбинск-Южный развернулась арена  зимнего Всероссийского турнира по мотокроссу на Кубок ДОСААФ России памяти Валерия Чкалова. Рев  моторов, взлетающих над трамплинами, уходящими в крутой вираж, стал лучшим гимном в честь 110-летия легендарного летчика-испытателя, Героя Советского Союза. В рамках турнира прошли соревнования  на Кубок главы города в честь Дня защитника Отечества.

IMG_0300 2История чкаловского мотокросса берет начало в 1939 году. В советские времена этот турнир был самым значимым в календаре мотогонщиков, завоевав огромную популярность среди любителей мотоцик-летного спорта. В 70-80-е годы только в Рыбинске было четыре спортивно-технических клуба, в стартах в районе санатория им. Воровского, лагеря им. Гагарина в каждом классе участвовали до 50 гонщиков, а мотоциклетный спорт активно поддерживали промышленные предприятия, приобретая  технику для своих спортсменов.
IMG_0328 1В годы перестройки, которая  капитально выбила из колеи военно-технические виды спорта, чкаловский кросс не проводился. Но в  начале 21 столетия его возродили в Москве и Московской области. А четыре года назад право проводить у себя чкаловский турнир завоевал и Рыбинск, который помнит легенду советской авиации. Чкалов, увлечённый мотогонщик, был бессменным главным судьей большинства мотокроссов, проходивших под эгидой ОСОВИАХИМа СССР, преемником которого стало ДОСААФ России. 79 лет назад легендарный лётчик приехал в Рыбинск, чтобы открыть здесь аэроклуб.
В день соревнований рыбинский мотогонщик Сергей Милющенков не мог не приехать в родной город из далекого Питера, где сейчас работает. Именно он был инициатором возрождения в Рыбинске  чкаловского мотокросса, собрал команду единомышленников, которая при поддержке города и района создала на окраине аэродрома Рыбинск-Южный  сложную  трассу длиной в 1600 метров, устроив на ней 16 больших и малых трамплинов.
С каждым турниром трасса совершенствовалась, а ее конфигурация оттачивалась так, чтобы в каждом подъеме или спуске, на каждом вираже неизменно жил гоночный драйв. Чтобы был он интересен и матерым гонщикам со всей страны, и начинающим пацанам и девчонкам, которые садятся за руль мотоциклов на пару лет раньше, чем за школьную парту.
IMG_0335 1Сегодня гоночная трасса на Южном сертифицирована, а турнир стал  традиционным и включен в официальный календарь  гонок национальной федерации мотоциклетного спорта, собирая полсотни гонщиков из многих городов России. Вот и в этот раз  на старты вышли представители Рыбинска,  Ярославля, Москвы и Московской области, Углича, Костромы,   Тутаева, Родников, Ростова-на-Дону, Тульской области.
Звучат традиционное приветствие президента федерации мотоспорта России  Григория Шулика, поздравления с Днем защитника Отечества  генерал-майора Сергея Дерепко, руководителя ярославского отделения ДОСААФ, представителей городской и районной администраций. Флаги России и Рыбинска поднимает один из опытных рыбинских гонщиков Илья Блохин, представитель мотоциклетного клуба МХ-Экстрим Рыбинск, недавно созданного под эгидой регионального отделения ДОСААФ.
IMG_0379 2Первые старты – для самых маленьких участников кросса, которые гоняют на своих «полтинниках», кажущихся большими игрушками. Но здесь все по-взрослому, юные гонщики преодолевают все без исключения трамплины и виражи. Рыбинец Даниил Баландин сел за руль мотоцикла в шесть лет с легкой руки деда Сергея Владимировича Березкина, в прошлом заядлого мотогонщика, который выступал в классе одиночек и мотоциклов с колясками. Дед сам купил внуку КТМ 50:  «Пускай привыкает, занимается мотоспортом – это для мальчишки лучшая закалка, воспитание мужества, хорошего упрямства. Такие ребята не будут шататься по улицам с наркотой и сигаретами, им некогда заниматься ерундой.  Чемпионом России? А почему нет. Захочет – станет. Парень старается, сюда, на эту трассу, вместе приезжаем тренироваться, и она всегда открыта».
IMG_0045 1Даня, который мечтает стать профессиональным гонщиком,  успешно прошел все испытания трассы и стал бронзовым призером гонок в своем классе. «Прекрасно выступает и Глеб Синицин, который пересел уже на более мощный мотоцикл и завоевал в этом кроссе серебро в классе 65 куб. см.  А спонсирует его тоже дедушка. Восхищаюсь такими дедами. Они не просто покупают внукам мотоциклы, они  еще приобретают специальные автомобили, чтобы вывозить ребят на соревнования в Тверь, Владимир, Московскую область. Немалые деньги, но это классные инвестиции в новое поколение!» — рассказывает координатор соревнований, опытный гонщик Владилен Смирнов.
Гонки мотоциклов с колясками – особое зрелище. Успех прохождения трассы во многом зависит от того, как слаженно работает экипаж, как  точно на крутом вираже уходит в закрен колесничий, зависая над «горячим» льдом. Среди участников этих заездов — неоднократная чемпионка России по мотокроссу в одиночках и на мотоциклах с колясками мастер спорта Ольга Подхватилина, которая управляет мотоциклом, а в роли колесничего – Сергей Серов из подмосковного Озерска. Удивительное дело – чтобы выйти на старт мотокросса, Ольга мчится в центр России за тысячу с лишним километров из далекого Ростова-на-Дону.  Первый мотоцикл отважная гонщица оседлала в 30 лет и уже не представляет жизни без гонок.  Своей рулевой Сергей Серов доволен: она — настоящий боец. А вот трасса в этот раз не очень порадовала: «Нет, конфигурация отличная, интересная, много трамплинов и виражей, есть где обогнать, попрыгать. Но много и «рванья» — мелких неровностей, которые, как правило, разглаживаются еще с осени в ходе подготовки к зимним заездам».
Владилен Смирнов с претензиями гонщиков согласен. «Да, трассу можно сделать лучше. Но после осенней гонки мы на личные средства сделали все, что могли. Да и зимние оттепели сыграли злую шутку.  Возможно, ситуация с финансовой поддержкой мотоспорта изменится, если в руководстве города, района, области появятся те, кто сам увлекался гонками. Но я благодарен администрации города, областному депутату Евгению Георгиевичу Ершову, которые взяли на себя координацию взаимодействия самых разных служб, задействованных  в проведении  чкаловского турнира».
IMG_0300 2Пока не смолкает  на трассе рев моторов, мы беседуем с президентом федерации мотоспорта России Григорием Шуликом о государственной поддержке технических видов спорта. Поддержке, которая должна быть существенно больше и серьезней.
«Я понимаю, тот же керлинг, который стал олимпийским видом спорта, — интеллектуальное занятие для молодежи, и государство его поддерживает, развивает. Вкладывают миллиарды в футбол и хоккей, обеспечивая зрелищем миллионы болельщиков. Но парадокс — в век инноваций техническая культура в стране падает.  А ведь военно-технические виды спорта – это прежде всего кладезь  технической грамотности кадров для авиации, космической, оборонной отраслей. Раньше, если у парня  был 1-й разряд по мотоспорту, он находился уже на особой заметке в военкомате, чтобы его технический талант был применен по назначению наилучшим образом. Это технический интеллект России, который нужно всячески поддерживать…»
IMG_0211 1Обладателем главного Кубка турнира памяти Валерия Чкалова стала комплексная команда города Ярославля, у рыбинской дружины гонщиков – второе командное место. Не стану  расписывать подробности гонок – словами все равно не передашь этот драйв, этот улет эмоций, настоящий восторг и уважение, который вызывают отважные гонщики – укротители скорости и трассы всех возрастов. Они не претендуют на глобальные призы и мировую известность. Коробка конфет и набор инструментов в дополнение к кубкам и медалям – спасибо говорят и довольные мальчишки, и седые ветераны с «тёркинским» юморком.  Побеждают единицы, но каждому гонщику в кайф поддержка друзей и семьи, которые колесят вместе с ними по городам и весям и свято хранят традиции мотоциклетных династий.  Среди участников немало любителей гонок на мотоциклах и квадроциклах – механики, продавцы, директора дилерских центров, торговых фирм, которые стали спонсорами турнира. С каждым годом чкаловский кросс собирает все  больше зрителей, и это заметно.
Когда чкаловский турнир возродился в Рыбинске, зашел серьезный разговор о том, чтобы на рыбинской базе создать профессиональную школу военно-технических видов спорта регионального значения. Понятно – дефицит бюджетов… Но тот, кто создает задел на будущее, непременно выигрывает.

Марина МОРОЗОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме