Росписи затопленных земель на предметах интерьера
Команда художников из Рыбинска и Вологды под руководством Алексея Алексашина создали капсульную интерьерную коллекцию для современного дома. Увидеть мебель, одежду, домашний текстиль и посуду с орнаментами, бытовавшими в Молого-Шекснинской низменности, можно на выставке в Рыбинском музее-заповеднике. Это финал большого этнографического проекта, который был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Музейщики называют эту выставку самой яркой за последней год, а то и больше. Еще во время монтажа она привлекала внимание гостей. Они хотели посидеть на резных стульях и подержать в руках разноцветные керамические ложки с ручками из гладкого сучка-топляка, обласканного Рыбинским морем и высушенного рыбинским солнцем.
— Мы преследовали две цели: сохранить живую память о наших корнях, о наших культурных кодах и представить, как может выглядеть интерьер XXI века в традиции, — говорит руководитель проекта.
В основу дизайнерско-этнографического эксперимента была положена серьезная научная база. Ее разработала Ангелина Глебова, заслуженный работник культуры, лауреат государственной премии Правительства Российской Федерации, одна из создательниц музея вологодского кружева.
— Это сенсация! Такого никогда еще не было, нигде я не встречала таких глубоких изысканий, которые мы провели в этом проекте, — заявляет исследователь. — Нужно было поднять огромный пласт материала: что было на затопленной территории, какие люди жили, какие обряды и обычаи, какие виды творчества, что представляло собой народное искусство. Мы проехали по музеям — рыбинский, ярославский, череповецкий, вологодский. Знакомились с фондами и составили концепцию, что такое затопленные земли Мологи.
Народное искусство не камень, не замерший раз и навсегда истукан. Оно живое, изменчивое, откликающееся на новые реалии. Мастера из студии «Вологодские росписи» под руководством Версанны Добрынинской и художница из Рыбинска Инга Рачкова переосмыслили старую традицию и представили свое видение северо-русских узоров и образов.
Из старинных вышивок на современный текстиль шагнула древняя богиня весны. Славянские символы солнца — солярные знаки — закрутили свои жаркие спирали на тарелках. С оконной резьбы ситских мастеров на стулья и стол выскочили кони с процветшими хвостами. Все эти вещи могут использоваться сегодня, украшать современные дома и выглядеть при этом не атавизмом ушедшей эпохи. Сказочные драконы, грифоны, жар-птицы выпорхнули из устных народных сказаний, чтобы переселиться на платья, в которых можно гулять по улице в XXI веке. Чарующий авторский принт для них создала Инга Рачкова.
— Когда работаешь с этнографическими мотивами, музыка играет в голове, — делится ощущениями художница. — Я старалсь, чтобы эти образы так же играли, двигались и переливались на рисунке. Я вдохновлялась рыбинскими источниками, средневековым гобеленами, византийскими рельефами, кельтскими переплетениями. Хотелось их оживить, чтобы в нашей жизни все это присутствовало.
Современность в «Мологе» не только внешняя. При ее создании использованы современные технологии: широкоформатная печать на ткани, резьба с помощью фрезерного станка с ЧПУ и даже печать на 3D-принтере (именно так создавались тарелки с орнаментом).
Растиражировать и запустить в реальную жизнь эти вещи — конечная цель авторов коллекции. Они надеются, что после ухода из России «Икеи» наши производители, переживающие кризис идей, заметят и оценят рыбинский креатив и поставят «Мологу хоум» на поток.
Молога Хоум — слово хоум, тоже в затопленных землях придумано?