Темы 8 октября 2023 10:00

Когда нужна тихая гавань

Выращивали овощи на огороде и брали детей «на докорм». 30 лет стационару центра «Наставник».

Воспитатели стационарного отделения рассказали о детях, которые приходят к ним не от хорошей жизни. Их забирают от родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В отделении ребята живут в ожидании дальнейшей участи – вернуться домой либо отправиться в детский дом. Пока суд да дело, воспитатели и весь коллектив отделения стараются окружить мальчишек и девчонок заботой – чтобы у них была крыша над головой, чистая одежда и постель, праздники, экскурсии, душевное общение.

Брали «на докорм»

30 лет назад, в 1993 году, открылось стационарное отделение «Наставника». Для детей и воспитателей выделили старинное деревянное здание на ул. Новолосевской, перевезенное когда-то из Мологи.

— До этого мальчики и девочки, которых определяли в детдом, жили в социальных палатах при больницах, — рассказывает воспитатель отделения Елена Малярчикова.

Она помнит, что в голодном 1993 году в открывшемся отделении находили временный приют ребята из вполне благополучных, но оказавшихся в трудной жизненной ситуации семей. Время было трудное, родители оказывались без работы, денег, зачастую не могли прокормить детей. Ребятишек на несколько месяцев брали «на докорм».

— Работники отделения разводили куриц, собирали яйца для того, чтобы разнообразить рацион воспитанников. Рядом с отделением стояла теплица, где воспитатели вместе с детьми выращивали огурцы, помидоры, зелень для общего стола. Мы убивали двух зайцев одновременно – и полезные овощи на столе, и трудотерапия, — говорит Малярчикова.

Елена Королева, Елена Малярчикова, Эльвира Потапова, Наталья Громова

Атмосфера в отделении была почти семейная. Дети помогали вести хозяйство, убирать помещения, а по субботам они даже сами себе готовили. Например, винегрет или блинчики. Воспитатели водили детей в походы, возили на общественном транспорте на экскурсии и в кино.

— Сейчас многое поменялось. Безопасности детей уделяют большое внимание, поэтому в походы с ночевками они не ходят, сами не готовят. Ушло легкое очарование того более свободного времени, когда все только начиналось, — рассказывает воспитатель Елена Королева.

Изначально в отделении жили четырнадцать человек от 5 до 14 лет. Опытные педагоги хорошо помнят многих первых воспитанников. Ангелы среди них встречались редко. Одними из новичков были Юля и Юра Мироновы – отчаянные хулиганы. Брат даже нецензурно обругал высокого начальника, который приехал посмотреть, как работает новое социальное учреждение.

— А что делать, если дети росли в семьях, где крик и нецензурная брань были нормой общения, — разводит руками воспитатель Эльвира Потапова.

Поделитесь, чем можете

В стационарном отделении дети ведут обычную жизнь – утром завтракают, и воспитатели отводят их в детский сад и школу. Вечером мальчишки и девчонки возвращаются, делают уроки под присмотром педагогов. В выходные для воспитанников устраивают праздники, экскурсии. Почти все, как в обычных семьях.

Педагоги сами разрабатывают программы, придумывают, чем занять детей. Часто собственные увлечения воспитателей помогают им в работе.

— Когда устраивалась на работу, директор «Наставника» Геннадий Савин спросил, что я могу дать детям. Я увлекаюсь рисованием, поэтому предложила вести с детьми занятия творчеством, — вспоминает Елена Королева.

О пользе объятий

В стационарное отделение привозят разных детей – порой немытых, нечесаных, не умеющих самостоятельно чистить зубы. Другие детки внешне выглядят хорошо, но внутри они словно маленькие ежики – колючие, нелюдимые, порой озлобленные на окружающий мир. Все потому, что в семьях большие проблемы. Например, недавно в отделении жил мальчик, который не хотел общаться с воспитателями, потому что не доверяет женщинам. Его мать ушла из семьи, оставив сына с отцом.

— Мальчик, попав к нам, не воспринимал воспитателей, не хотел общаться, но мы старались, и он немного убрал колючки, оттаял, — рассказывает Эльвира Потапова.

Несмотря на большой опыт работы с трудными детьми и подростками, она признается, что каждый раз приходится импровизировать, придумывать индивидуальные подходы к детям. Например, были у Эльвиры Потаповой ребята, которым нравилось мыть полы. Это отвлекало их от шалостей.

— Всем детям нужно тепло и участие. Поэтому всегда помним наказ Геннадия Савина — чаще обнимайте детей, — говорит педагог.

Создавать ситуации успеха

Многие из воспитанников стационарного отделения только здесь узнают, что такое распорядок дня, праздники, получают возможность учиться, раскрывают скрытый ранее потенциал.

— Наши дети нуждаются в положительном признании, осознании собственной значимости, им важно ощутить себя нужными, успешными. Мы стараемся создавать для них ситуации успеха, хвалим за достижения. Порой даже с учителями в школе договариваемся, дескать, вызовите к доске Ванечку или Машеньку, чтобы ребенок получил хорошую оценку, — рассказывает Елена Королева.

Воспитатели отделения стараются вложить как можно больше в детей, пока они находятся под их присмотром.

Минимальный срок, в течение которого ребята живут в стационарном отделении, – неделя, максимум – год. Дети находятся в отделении до решения конфликтной ситуации в семье или же в период определения в детский дом.

Если речь идет о возвращении в семью, специалисты предварительно выезжают к ребенку домой, оценивают условия и обстановку, выясняют, устроились ли родители на работу, решили вопрос с детским садиком или школой для ребенка.

К сожалению, даже если все требования опомнившиеся родители выполнили, это не гарантирует, что в дальнейшем они снова не вернутся к ссорам, алкоголю, наркотикам. И порой детям сложно вырваться из замкнутого круга, вернувшись в семью. Многие откатывают в развитии, забывая все, чему научились в отделении. Но есть и положительные примеры.

— Мы очень радуемся, когда узнаем, что у наших бывших воспитанников все складывается в жизни хорошо. Например, знаменитая приемная семья Румянцевых первых мальчишек – братьев Крыловых – взяла именно у нас, в стационарном отделении. Ребята попали в хорошие руки, танцуют, живут полноценной жизнью, — рассказывает Елена Королева.

Воспитателю тоже нужна помощь

Воспитатели стационарного отделения – улыбчивые, добрые, позитивные, по-хорошему строгие. Именно такие люди и должны работать с трудными детьми и подростками. Все они пришли сюда по призванию. Но, несмотря на большой запас душевных сил, им очень часто бывает сложно.

— Помню, когда в отделении начали принимать ребят до 18 лет, это стало для меня переломным моментом. Два года привыкала работать со взрослыми воспитанниками – своенравными, с непростыми характерами. Но выдержала, поняла, что могу. Очень помогли в этом наставления директора, заведующего отделением, — говорит воспитатель Наталья Громова.

Она вместе с коллегами помнит немало случаев, когда взрослые ребята убегали из отделения только потому, что им захотелось погулять, покурить или встретиться с друзьями. Такие ЧП прибавляют седых волос педагогам.

Справиться с негативными эмоциями, не выгореть им помогает регулярная работа с психологами «Наставника». И светлые воспоминания о том, как радостно блестят глаза детей, когда на новый год они увидели наряженную елку, получили подарки, когда все вместе выбирались на увлекательную экскурсию.

Непререкаемый авторитет для педагогов и воспитанников — заведующий стационарным отделением Алексей Ванюхин.

— Алексей Николаевич во всем нам помогает. Всех детей лично знает, каждому может найти нужные слова. А иногда и слов не требуется. Бывает, дети шумят, балуются, но стоит только войти заведующему, как воцаряются тишина и дисциплина, — рассказывает Елена Королева.

Благодаря инициативе заведующего несколько лет назад была отремонтирована дорога, ведущая к отделению, а недавно на территории появилась новенькая веранда. А все для того, чтобы детям было тепло и комфортно, чтобы отделение стало тихой гаванью в череде жизненных неурядиц.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме