В школы Рыбинска пришли молодые учителя
1 сентября Ксения Малыш и Анна Полякова вместе переступили порог рыбинской гимназии № 8. У доски они теперь не ученики, а молодые учителя. Свой профессиональный праздник девушки отмечают впервые.
Строгая учительница в очках, которая произносит сакраментальное «а голову ты не забыл?» и запрещает пользоваться телефоном на уроке, — таким видится образ педагога многим школьникам и их родителям.
Ксении 22, Анне 21, они сидят в TikTok и любят мемы, знают, как легко заинтересовать поколение соцсетей серьезными темами и предпочитают дать двойную домашку, нежели поставить двойку за поведение.
— Поначалу я переживала, что мои коллеги будут относиться ко мне, как к своей бывшей ученице, но спустя месяц работы, понимаю – мы на одной волне, меня уважают и прислушиваются, — говорит Ксения Малыш.
Стены гимназии № 8 для нее – родные. Четыре года назад она фотографировалась на ее крыльце, держа в руках золотую медаль. А теперь преподает сразу четыре предмета: русский язык, литературу, культуру народов России и историю. Шутит, что последние два помогают разгрузить голову от гуманитарных наук.
— Любовью к этим предметам меня заразила в старших классах мой педагог Елена Александровна Сухова. До этого я планировала поступать в медицинский, как мама, — рассказывает Ксения. — Позже, учась в Демидовском университете на кафедре филологии и прикладной коммуникации, рассматривала вариант стать журналистом, но все-таки школа взяла верх.
Анна Полякова – студентка четвертого курса педуниверситета им. Ушинского, учится заочно. Решила стать географом. Хотела быть похожей на свою школьную учительницу.
— Мне было вдвойне страшнее начинать, потому что у меня не было практики ни в школе, ни в детском лагере – только небольшой опыт работы в детском саду с малышами, — говорит молодой педагог. – В гимназии я веду географию у ребят с 5 по 9 класс. Первую неделю шла адаптация, мы привыкали друг к другу, но теперь легко находим общий язык.
— С Анной Александровной нас часто путают, и мы в глазах детей становимся одним человеком, — улыбается Ксения.
Несмотря на юный возраст обе учительницы взяли на себя еще и классное руководство. 5 «А» и 5 «Б» точно повезло с наставниками.
У Ксении после окончания вуза была возможность остаться в Ярославле. Во многих школах, где она проходила собеседование, ее брали с распростертыми объятиями, но условия, которые предлагали, девушке не подходили. В родном Рыбинске оказалось все иначе.
— По своему опыту скажу, что в плане программ поддержки молодых специалистов Рыбинск впереди планеты всей. Я получаю 30% надбавку к окладу, город компенсирует мне аренду жилья, которое я снимаю недалеко от школы и могу не зависеть от родителей, а коллеги-педагоги всегда готовы прийти на помощь – это здорово! И большой плюс, что здесь, дома, у меня есть перспектива продолжить занятия спортом.
Ксения Малыш – кандидат в мастера спорта по стрельбе из лука, воспитанница тренера Татьяны Стребелевой из спортшколы № 10. Как выдается свободное время, тратит его на подготовку к всероссийским соревнованиям. Признается, пока училась, стрельба из лука снилась по ночам. После лекций Ксения даже подрабатывала тренером в тире, кроме лука освоила и пневматическую винтовку. «Луковое» увлечение помогает и в школе.
— Стоило рассказать о нем ребятам, так теперь, когда в классе становится шумно, кто-нибудь из учеников обязательно пошутит: «вы не забыли, чем у нас занимается Ксения Максимовна?», — смеется педагог.
К слову, на территории гимназии есть оборудованный тир. Кто знает, может молодой учитель поспособствует открытию секции для учащихся.
Молодость – большое преимущество в работе с подрастающим поколением, уверены девушки.
— Дети открыты и могут обсудить с нами любую проблему, доверяют нам свои личные переживания, — говорит Анна.
— Я состою в чатах со своими учениками, хотя поначалу не знала, как к этому относиться, насколько это граничит с субординацией учителя. Оказалось, полезная вещь, — поддерживает коллегу Ксения.
Профессия педагога – очень большой труд: он не только про книжки-тетрадки, но и про общение с людьми. Совпали ли ожидания молодых учителей с реальностью? В целом да, если не считать, классное руководство – с ним нагрузка на учителя сильно возрастает.
— Когда сама сидела за партой, не думала, что придется «подружиться» с огромным количеством бумаг, отчетов, справок. Любой выезд с ребятами, экскурсия или олимпиада – это всегда пачка документов. Плюс постоянное взаимодействие не только с детьми, но и их родителями. За первую неделю в школе мой ежедневник превратился в том «Войны и мира». 60% всего, что я делаю, касается классного руководства, — говорит Ксения Малыш.
Сильная сторона молодых педагогов в том, что они точно знают, как заинтересовать подростков своими уроками. Современный учитель не ограничивается стандартными методами обучения – в помощь им TikTok, презентации и чек-листы.
— Из TikTok я беру на вооружение игры, которые помогают поддерживать дисциплину в классе. Рисуем на доске три ряда. Замечаем, что ряд болтает — ставим точку. Ряд, получивший больше точек, домой уходит с дополнительным заданием — вместо двойки за поведение, — рассказывает Ксения. – Или еще. Как доступно объяснить пятиклашкам устройство избирательной системы? Помогут чек-листы. Нарисовать себя президентом и составить речь — гораздо веселее, чем слушать сухие факты. Дети охотно включаются в урок.
Обе учительницы полны планов и надежд на будущее. Ксения собирается поступать в магистратуру на заочное отделение, чтобы иметь возможность преподавать в колледже или вузе. Анна хочет учить детей не только географии, но и информатике. Пусть у них все получится!