Рыбинский вокзал — старейший в России. Построенный в 1905 году по проекту Симы Минаша, он выделяется своим величием и красотой архитектурных линий. Сейчас его реставрация близится к завершению, и, что радует, рыбинцы получат не какой-то современный новодел, а увидят филигранную работу по восстановлению первоначального облика здания, его «родных» интерьеров.
В зале ожидания железнодорожного вокзала заново оштукатурили потолок и стены, восстановили карнизы, филенки, лепные плафоны. Основные тона — голубые с золотисто-коричневым, под цвет старого металла. Стены по периметру отделаны деревянными панелями.
Во время реконструкции советского периода были демонтированы лепные плафоны на потолке. Их, а также люстры ярославские реставраторы восстановили по образцам, сохранившимся в помещении ресторана. Всего уцелело четыре светильника, но и на них были утеряны почти все хрустальные подвески, а те, что удалось найти, пожелтели от времени. Поэтому хрусталь заказали в Турции.
Архитектор-реставратор Наталья Гончарова, руководитель проекта, поясняет: все конструкции, выступающие из плоскости стен, сделаны заново. Зато большие деревянные панели, расположенные в четырех углах зала, — все «родные». Их только расчистили, отреставрировали.
К сожалению, полы этого зала из-за многочисленных выбоин, трещин и ям восстановлению не подлежали. Чтобы изготовить похожую плитку, пришлось долго искать производителя. Но и с этой проблемой удалось справиться: рисунок пола удалось восстановить.
Зал ожидания получился очень красивым и стильным, но он в первую очередь функционален, имеет строгий декор, который, по словам архитектора, ближе к эклектике конца XIX века, нежели к модерну.
В отличие от него вестибюль, главная задача которого — произвести первое впечатление, отличается роскошью, даже помпезностью. Его стены украшает богатая лепнина — широкий бордюр с растительным орнаментом, маски, два больших орла. Реставраторам долго пришлось подбирать сложный бирюзовый оттенок глазурованной плитки, которой облицована нижняя часть стен. По верху плитки проходит лепной цветочный фриз с изображением лотосов. Ею же декорированы коридор, ведущий в бывший ресторан, и сам зал.
Когда будете на вокзале, обязательно зайдите в этот маленький коридорчик и полюбуйтесь его отделкой. Здесь все: пол, стены — «родное».
Стены этих помещений покрашены в пастельные тона. Их первоначальный вид Наталья Гончарова установила с помощью зондажа. И вообще, при разработке проекта архитектору-реставратору пришлось провести скрупулезное исследование. Ответы для решения спорных моментов она искала в Витебском (Царскосельском) вокзале Санкт-Петербурга, потому что его интерьерами тоже занимался Сима Исаакович Минаш — архитектор, по проекту которого построили здание и рыбинского вокзала.
— Наш получился не хуже, — говорит Наталья Николаевна. — Смотрите, сколько замечательных элементов в нем сохранилось. Мы по максимуму старались сберечь то, что можно было сохранить, иначе получился бы никому не нужный новодел.
Вскоре в бывшем ресторанном зале разместятся службы автовокзала. Часть из них будет находиться в подвальном этаже — туда ведет новая лестница, оформление которой вторит другим металлическим элементам здания.
Несмотря на то, что ресторан был в лучшей сохранности, но и его лепные элементы — розетки на потолке, карнизы с цветочным фризом на стенах и сандрики над окнами — пришлось восстанавливать.
Большой деревянный портал зала тоже обновили. Чтобы выявить его первоначальную отделку, специалисты расчистили панели от нескольких слоев масляной краски. Оказалось, что изначально портал тоже был покрашен маслом, но особым способом — мелкими штришками, имитирующими структуру дерева. Сейчас этой техникой никто не владеет, и панели тонировали прозрачными пропитками, сквозь слой которых явственно проступает рисунок. Колер изначальной отделки сохранили, по словам Натальи Гончаровой, именно он и задал тон при выборе цвета всех декоративных элементов внутри и снаружи здания.
Большую работу реставраторы проделали с лестницами. Многочисленные сколы каменных ступеней питерские специалисты заполнили многокомпонентным составом, содержащим фрагменты натурального камня, и отшлифовали. В совершенно ином, преображенном, виде предстали и две винтовые лесенки. Когда их очистили от старой краски, они не производили особого впечатления — сейчас узорное чугунное литье, тонированное золотом, смотрится настоящим произведением искусства.
Первоначально, когда в Рыбинске только заговорили о реставрации железнодорожного вокзала, проектировщики прямо сказали: дебаркадер восстановить невозможно. Потом решение изменили, и сейчас на перроне активно идут работы по его монтажу. Уже установлены литые столбы-опоры, к ним приваривают металлические балки. Когда навесят узорные кованые карнизы, останется только все покрасить. В одном стиле с дебаркадером художником-кузнецом Александром Третьяковым изготовлена кованая ограда — ее установят со стороны перрона.
По окончании всех работ Рыбинск получит уникальный подарок — самый красивый вокзал на Северной железной дороге. Мы ждем этого момента с нетерпением.