Есть такое умное понятие — местная идентичность. Каждый город, будь то Москва, Санкт-Петербург или Ярославль, обладает собственными уникальными особенностями — историей, иерархией ценностей, литературой… И они становятся настоящими точками роста для узнавания Рыбинска в других регионах как города высокой культуры. А взглянуть на себя со стороны нам помогут издатель, архитектор и художник.
Книги, формирующие среду
«Терра инкогнита» — это не только остров Пасхи или пучины Марианской впадины. Для многих, даже вполне образованных людей темными пятнами на карте остаются… их родные места, область, где они родились и выросли. Одна из причин — об этом попросту некому рассказать. Краеведческая литература как окраина, невспаханная целина издательского рынка. В этом плане Ярославскому региону, можно сказать, повезло.
В последнее время темам региональной истории, выдающимся землякам и событиям посвящен целый ряд довольно успешных издательских проектов. Один из них отличается особым размахом и дерзостью идеи. «Библиотека ярославской семьи» рыбинского арт-холдинга «Медиарост» — это целая научно-популярная серия о нашем крае, которая уже сейчас насчитывает 22 тома. Директор издательства Виталий Горошников рассказал «РИ» о краеведческой прививке от манипуляций и о том, как книги дают нам возможность выбора.
— «Библиотека ярославской семьи» — явление само по себе уникальное. Недавно вышли в печать пять томов серии, впереди — еще семнадцать. Как удалось запустить такой глобальный проект?
— Да, проект задуман очень большой, ему около трех лет, он уже включает в себя 22 тома, а в разработке еще восемь. Мы собрали очень сильную команду, над книгами серии работают более 200 человек, из них более сорока — кандидаты и доктора наук. В нем принимают участие специалисты семнадцати музеев региона, вузов (некоторые кафедры едва ли не в полном составе), архивов, библиотек, порядка семи этнографических и краеведческих обществ, много талантливых фотографов… Поэтому нельзя сказать, что это исключительно проект «Медиароста». Мы являемся площадкой, которая интегрирует интеллектуальную и научную элиту Ярославского региона. С точки зрения развития региональной книжной культуры, эту серию мало с чем можно сопоставить по объемности задачи и по количеству сил, в проект вложенных.
— Как получилось так, что именно вы, рыбинское издательство, взяли на себя смелость подготовить и издать серию книг о жизни целого региона?
— Для этого были предпосылки, прежде всего — опыт реализации достаточно сложных издательских проектов. Экспертным сообществом и обычными читателями была, например, оценена книга «Рыбинск. Истории для детей». С ней мы выиграли конкурс «Книги России», который проводило министерство культуры в 2013 году, заняв первое место в номинации «Занимательное краеведение». Еще один из ярких проектов — книга «Отечественная война 1812 года. Ярославский край» — отмечен медалью патриарха Кирилла.
— А зачем нужны такие проекты?
— Нужны — не нужны?.. Вопрос здесь в другом. Главный двигатель современной экономики — это «чистый» человек — без системы координат, иерархии ценностей, относительно сложного бэкграунда, без представлений о себе и мире. Он является идеальным субъектом общества потребления. У него абсолютно нет иммунитета от всякого рода манипуляций — политических, маркетинговых, любых других. Поэтому вопрос самоидентификации — это вопрос выбора: хочешь быть жертвой манипуляций или нет, или же в какой степени?
В советское время краеведческие общества в числе первых были уничтожены и разгромлены. Все очень просто: историю города, поселка не втиснешь в идеологическую схему. Как, например, напишешь о «кулаках-мироедах» села Вятского, где умные и предприимчивые крестьяне-отходники жили в двухэтажных домах, и таких домов целые улицы. Краеведение — материал слишком упрямый. Оно, с одной стороны, позволяет избавиться от лишних иллюзий и мифов «большой» истории, с другой — увидеть мир объемным, а с третьей — полностью обезоруживает идеологов-манипуляторов.
— Вы связываете с Годом культуры какие-то особые надежды?
— Я считаю, каждый должен делать свою работу и выполнять ее максимально качественно. Если мы будем издавать хорошие книги, искать партнеров, способы распространения своей продукции, то все будет в порядке вне зависимости от того, какой это год. Хотя тот факт, что Год культуры объявлен, — это хорошо, такого рода инструменты и механизмы нужны. Государством заданы общефедеральные тренды, в русле которых, я надеюсь, будут создаваться реальные творческие, интеллектуальные продукты.
Наталья Гончарова: «Рыбинск уникален целостностью исторической среды»
Архитектор-реставратор из Рыбинска Наталья Гончарова в 2013 году стала лауреатом областной премии им. П.Д. Барановского. Награды, которая вручается за достижения в реставрационном деле и архитектуре, она была удостоена за восстановление часовни Николая Чудотворца.
Здание после революции было перестроено до неузнаваемости. Его облик, пропорции, фасады пришлось восстанавливать по единственной более-менее четкой фотографии. Изображение отсканировали с очень высоким разрешением, и методом реконструкции перспективы архитектор воссоздала облик часовни. По фотографии восстанавливала ограду, лепнину, главы, другие декоративные элементы здания. Сумасшедшие усилия были вознаграждены: Рыбинск не только получил замечательное украшение, но и убедился, что казалось бы навсегда утраченные уникальные памятники архитектуры можно и нужно восстанавливать.
Не менее значимы для Рыбинска и другие объекты, над воссозданием облика которых также работала Гончарова: Лоцманская биржа, Красный гостиный двор, Казанская и Сретенская церкви, колокольня Спасо-Преображенского собора, фасады пожарной каланчи и подворье Афанасьевского мологского монастыря, в котором расположился музей Мологи, фасады дома городского головы Расторгуева и усадьбы Наумовых — ее ограду тоже пришлось восстанавливать по фотографиям.
Наталье Николаевне нравится живая атмосфера города, большое количество увлеченных и неравнодушных людей. Архитектура Рыбинска производит на нее огромное впечатление. Самое ценное и необычное, что было в городе, считает она, — это деревянное зодчество. Особенно красивые строения находились на улице Радищева. Архитектор надеется, что хотя бы некоторые из них будут восстановлены по фотографиям и сделанным ею обмерам. Как был, например, восстановлен дом № 80 по улице Крестовой (в прошлом — дом городского головы Расторгуева, ныне там ресторан). Благодаря грамотному подходу и бережному отношению инвестора при реставрации этого здания было сохранено много «родных» элементов.
Город может по праву гордиться другими уникальными строениями — обновленным зданием железнодорожного вокзала, Старой и Новой биржами, усадьбой Наумовых-Переславцевых. Но главное, по мнению Натальи Гончаровой, сохранить основной ковер застройки, который создает историческую среду. Чтобы памятники не были единичными экспонатами на выставке, а чтобы они органично вписывались в окружающую застройку.
Уникальность Рыбинска как раз и заключается в том, что он сохранил практически нетронутыми целые кварталы начала ХХ века. И в последние годы появилась надежда, что так будет и дальше. В городе восстанавливаются здания, ремонтируются фасады. В ближайшей перспективе — введение в эксплуатацию вокзала. Также в этом году продолжится реставрация Мучного гостиного двора. Красный гостиный двор восстанавливается по инвестиционному контракту. Готовится к ремонту архиерейский дом (Крестовая ул., д. 3/5). Будем надеяться, что и усадьба Наумовых-Переславцевых попала в достойные руки, которые бережно сохранят ее уникальную живопись, лепнину и искусственный мрамор.
— Стало казаться, — говорит Наталья Гончарова, — что вот-вот, и город приобретет совершенно иной, обновленный вид, Волжская набережная и Крестовая улица будут полностью восстановлены.
Традиция со взглядом в будущее
Лицо города, как и лицо страны, во многом определяется культурными доминантами, складывающимися в течение долгого времени. Однако это не только видимые знаки эпох. Это люди, чьи мировидение и жизненный уклад, преломлённые в творчестве, определяют саму духовно-культурную атмосферу места, её своеобразие. О взгляде на культурную жизнь Рыбинска мы говорим с Сергеем Гусариным, графиком, фотографом и художником.
— Сергей, какова ценность Рыбинска в вашей жизни?
— Конечно, Рыбинск взрастил меня как художника. Ведь личность формируется в раннем возрасте, а все мои детские впечатления были получены, пережиты именно здесь. Помню, отец водил меня в Карякинский сад — там было очень красиво. Позже, когда я поступил в Рыбинскую детскую художественную школу, я нередко приходил в этот парк рисовать этюды.
— Наш город располагает к творчеству?
— Думаю, в целом здесь для него очень благодатная среда. Спасо-Преображенский собор, концентрирующий вокруг себя весь старый Рыбинск, просматриваемый в контексте двух рек, — предмет нескончаемого вдохновения очень многих художников, начиная от школьников и студентов, заканчивая уже сложившимися мастерами. Практически у всех художников, любящих рисовать мотивы, в работах отражены уютные улочки старого Рыбинска, украшенные лепниной купеческие дома. В этом есть какая-то особая, удивительная поэзия. Её ощутили даже величайшие русские живописцы, в своё время путешествовавшие по Волге. Например Илья Репин. Сделанные им изображения Рыбинска сохранились. При этом наш город не зря нередко сравнивают с Петербургом. Помню, когда я учился в художественном училище, многократно писал вид Рыбинска с левого берега Волги. Всю панораму старого города и венчающий его собор. А когда привозил свои работы в Ярославль, многие полагали, что на них — Петербург. Есть, конечно, между нашими городами — в этих видимых горизонталях и вертикалях, в несущей водной глади — некое внешнее сходство. Однако оно, мне кажется, гораздо глубже: ведь художник создаёт образ, вкладывая в него собственное ощущение пространства, места, времени, которое этим пространством и вдохновляется. А это значит, что сам внутренний мир Рыбинска как-то по-особому связан с петербургским.
— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние творческого процесса в нашем городе?
— Он здесь всегда был: Рыбинск дал России немало прекрасных художников, самое яркое из которых — конечно, Василий Трамзин. В последние же годы в художественной жизни города наметилось особое оживление. Во-первых, это связано с тем, что местное отделение возглавил молодой, очень талантливый живописец и, как показывает жизнь, не менее одарённый организатор Александр Григорьев. Он активизировал наше сообщество — художники сплотились, стали чаще творчески общаться, участвовать в выставках, причём не только местного и регионального, но и зонального, и даже всероссийского уровней. Во-вторых, то, что у художников теперь есть свой дом и выставочный зал — по адресу: Чкалова, 37а — тоже очень вдохновляет. В целом вместе с персональными выставками, прошедшими вне Рыбинска, в списке Рыбинского отделения Союза художников России за прошлый год насчитывается около тридцати выставок. Это очень хороший результат. Наконец, свою лепту в развитие культурной среды вносит и Рыбинское отделение творческого Союза художников России, которым руковожу я. Преимущество этого сообщества — как раз в расширении выставочных возможностей. Мы уже организовали несколько проектов, самые интересные из которых — недавние выставки наших художников в Череповце и идущая сейчас выставка в Костроме. По отзывам и публики, и известных экспертов, у нас уровень очень достойный. Это правда. Да, нас немного, нам не хватает молодёжи: многие сегодня после обучения остаются жить в Москве или Санкт-Петербурге. Возможно, нам не хватает столичной масштабности. Однако по мастерству мы ничуть не уступаем. У нас есть художники по-настоящему всероссийского уровня. Это и Николай Малафеев, и Владимир Палкин, и Александр Шевелёв, и упомянутый уже Александр Григорьев, и Майя Гусарина. Все они самодостаточны, индивидуальны, в постоянном творческом поиске. Мы часто бываем на выставках в других городах, следим за тенденциями культурного процесса. Однако стараемся сохранять своё лицо…
— Каково оно, на ваш взгляд?
— Думаю, при всей разности мировидения и интересе к новым явлениям в искусстве нам свойственна любовь к традиции, искренность самовыражения, душевность образного диалога со зрителем — как раз то, что сегодня сохраняется именно в провинции.
Ольга Гржибовская, Ирина Коновалова, Ольга Симонова