3 ноября в Рыбинске открылась выставка «Букет неувядающих цветов», посвященная 120-летию художника Первомайского фарфорового завода Николая Ораевского.
Переходя от витрины к витрине, гости проследят эволюцию завода за 15 лет: от пышных экспериментов послевоенного времени к минимализму оттепели. И оценят, как творец непростой судьбы сумел сохранить радость жизни и выражал ее в фарфоре.
Николай Николаевич Ораевский — художник с ленинградским образованием из семьи ярославских священников. За происхождение в конце тридцатых его репрессировали, 10 лет он провел в сталинских лагерях (позже его полностью реабилитировали).
Когда художник вышел на свободу, ему запретили жить в любом крупном городе, в том числе возвращаться в родной Ярославль. Тогда 45-летний Ораевский нашел работу в соседнем Рыбинске, точнее на Первомайском фарфоровом заводе. Здесь же встретил и супругу Александру, которая по его эскизам расписывала посуду.
— Ораевский не учился на декоратора керамики, он мечтал стать настоящим большим творцом. Но выбирать не приходилось. И он стал разрабатывать дизайн для чайных сервизов, на которых специализировался завод в Песочном. Здесь он проработал более 15 лет — с 1948-го до самой смерти, — говорит куратор выставки Наталья Коновалова, кандидат искусствоведения.
Визуально работы Николая Ораевского хочется поделить на четыре группы. Восточные мотивы на пиалах и емких чайниках простых линий. Экспериментальный фарфор послевоенных лет — изысканных форм, «с претензией».
Продолжение купеческой чайной традиции: пузатые расписанные золотом чайники «Петербургские», чья богатая деталями форма не менялась со времен Кузнецова.
И отдельно стоят кофейники времен оттепели, выполненные 60-летним художником с юношеской свежестью и минимализмом.
Группы росписей настолько несхожи, словно их создавали разные люди, — таковы грани творчества Ораевского, художника с непростой судьбой, пронесшего через испытания радостный взгляд на жизнь.
Кстати, один чайный сервиз 1950-х, для которого художник создавал росписи, так и называется — «Грани». И эта форма граненого стакана, повторенная в хрупком фарфоре, смотрится контрастно и изящно.
А цветочное буйство восточной серии дало название выставке — «Букет неувядающих цветов».
— На многих сосудах Ораевский изображал крупные букеты со стилизованными цветами. В центре — многолепестковые пионы, георгины, хризантемы. На посуду восточной серии художник часто помещает экзотичные для нашей полосы растения. Эти чайные сервизы поступали не только в советские республики Средней Азии, но импортировались в Монголию, Иран, Турцию, Афганистан, — перечисляет Коновалова. — И судя по заказам, по ведомостям, которые сохранились, эта посуда была очень востребована в других странах.
Изюминка выставки – розовый фарфор, это вершина экспериментов Первомайского завода 1950-х. Расписать такой сложный оттенок керамики Ораевский предложил золотыми цветами, с добавлением черного и красного – неочевидно и очень эффектно.
— Сервиз раритетный, вышедший малым тиражом. Был праздничный, дорогой, сейчас редко встречается, — поясняет куратор.
К 1960-м наступает пора других экспериментов: народный чай сменяется модным кофе, простодушные позолоченные чайники — лаконичными молодежными кофейными сервизами.
— Стиль пожилого Ораевского поразительно меняется: абстрактные росписи ничем не напоминают золото и пышные цветы на посуде прежних лет. Меняется цветовая гамма: приходят модные оранжевый, желтый. Линейные графичные рисунки настолько упрощаются, что изображаемый предмет едва угадывается — как на сервизе «Цветы в горшке». Или становятся и вовсе беспредметными, — поясняет куратор. — Видим, как художник изменил себе, своему многолетнему стилю.
Всегда интересно заглянуть в творческую кухню художника. Такая возможность есть — на центральной витрине выставлены две пары ярких ваз, и отличия между ними минимальны. Разглядывая их, гости оценят: как работал Николай Ораевский, как пробовал разные техники, подбирал оттенки и форму цветка, выбирал между глянцевой и матовой поверхностью.
Фарфоровые работы художника Ораевского нашли место во многих российских музеях керамики. Они ценятся антикварами и любителями советской керамики, продаются и покупаются за большие деньги. Однако он заслуживает большей известности, поясняет куратор выставки.
– Его работы одновременно и типичны для своего времени, для рыбинского предприятия, и выделяются среди других – сочетанием тонкого вкуса и буйства цвета. Я давно изучаю Первомайский фарфор, и Николай Ораевский — один из любимых моих авторов. К сожалению, он не так широко известен, как супруги Горбуновы, позже творившие в Песочном, — говорит Наталья Коновалова.
Вскоре выставку «Букет неувядающих цветов» дополнят пейзажи Николая Ораевского и его эскизы на бумаге, которые хранятся в Ярославском музее-заповеднике.