Однажды дипломированный инженер-технолог из Рыбинска села в самолет до Дели. Думала, что на время, а осталась на двадцать лет и возвращаться не собирается. Дивный новый мир очаровал, шокировал и стал для русской девушки вторым домом.
Мария Кашкина-Шутова с детства чувствовала себя белой вороной и не хотела жить «как все»:
— Я жила в Волжском, окончила школу № 17, потом РГАТУ. Поработала на заводе и поняла, что это вообще не моя жизнь. Мне с детства нравилась Индия, но не болливудские фильмы, а передачи, где показывали Гималаи и йогов. И даже любимой песней у меня была «Отпустите меня в Гималаи» Маши Распутиной. Я стала рано задумываться о смысле жизни. Изучала анатомию, психологию, философию. Мне было непонятно, почему все живут по одному сценарию, как запрограммированные роботы: дом-работа, дом-работа. Я осознавала: если сделать шаг в неизвестность, туда, где страшно, то тебе откроется новый мир.
Новых миров, увлечений у девушки и в Рыбинске было много: танцы, плавание, волейбол, настольный теннис. В студенческие годы она пришла заниматься айкидо в «Метеор».
— Там я познакомилась с людьми, которые собирались в Южную Индию учиться в Институте йоги, и я поехала с ними, – рассказывает Мария. – Там я получила диплом учителя йоги, также нас обучали аюрведе – древней науке о долгой и здоровой жизни, массажам, медитации, мы немного изучали санскрит, были лекции по Ведам.
По окончании института друзья девушки вернулись в Россию, а она осталась. И в одиночку отправилась колесить по Индии.
— Девушка с белой кожей – явления для индусов из ряда вон. Это знак удачи, так тебя ассоциируют с богиней. Школьники, прохожие постоянно хотят с тобой сфотографироваться. Но вообще девушке-иностранке нельзя кататься одной по Индии. Сейчас, наверное, я бы не рискнула так делать, но тогда я была такая храбрая и бесстрашная. Индия находится на первых позициях в мире по изнасилованиям. Это криминальная, коррумпированная и очень бедная страна (и одновременно богатая и очень развитая в сфере медицины или айти-технологий, например), – признается путешественница. – Я занималась духовными практиками, поиском Бога, поиском себя. Жила в пещерах у Ганги, одна моталась по Гималаям, по всем святым местам, ашрамам, монастырям. Была в Варанаси – известном месте реинкарнации, где публично кремируют трупы умерших. Познакомилась с большим количеством людей, которые стали моими друзьями. Это было большое и долгое приключение!
Спустя несколько лет русская Маша уже неплохо разбиралась в хитросплетениях индийских традиций, многочисленных божествах и достопримечательностях всех индийских штатов. Так что в 2010 году смогла устроиться туристическим гидом по Гоа. Пригодилось и увлечение танцами.
— В Индии я занимаюсь хореографией, с коллективом девушек мы танцуем на свадьбах, на различных мероприятиях. Дели, Мумбаи, Калькутта, Чинай, Бангалор, Пуна – где мы только ни выступаем, – рассказывает артистка. – Свадьбы в Индии очень пышные, роскошные, это главное событие в жизни индусов. Она длится от трех до пяти дней. Лучшие артисты, танцоры устраивают яркое шоу, развлекают гостей, которых собирается по тысяче человек. Сделать свадьбу на миллион долларов – это для богатых индусов нормально.
Когда Мария узнала, что можно танцевать не только на семейных торжествах, но и в Болливуде, то нашла агента и стала сниматься в музыкальных клипах и кино: в массовке и в сценах с главными героями. Всякий раз съемки дарят массу впечатлений.
— Однажды мы снимались в Раджастане, его еще называют штатом «Тысячи и одной ночи», где оживает сказка. Это были потрясающе красивые съемки! Старинные замки махараджи на островах, где сутки в отеле стоят от 100 до 300 тысяч рупий, – вспоминает артистка.
Сейчас Кашкина-Шутова снимается в Хайдабараде. Шумный и яркий город на юге Индии является столицей одной из крупнейших киноиндустрий страны —Толливуда, кинематографа на языке телугу. Съемки проходят на киностудии Рамоджи, которая занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире.
— Съемочная площадка 10 гектаров. Много домов на колесах, специальных комнат: столовая, костюмерная с шикарными костюмами и профессиональными визажистами. Костюмы подбирают для роли каждому очень тщательно. Тут же работают несколько человек со швейными машинами, которые на месте дошьют, перешьют, ушьют и переделают костюм именно для вас, – делится Мария.
Фильм, в котором снимается танцовщица из Рыбинска, называется «Калки 2898». Это индийский фантастический блокбастер. В главной роли Калки, аватара бога Вишну, снимается парень, похожий на нашего Киркорова. По легенде, он придет в конце времен, когда человечество погрузится в невежество и разрушит материальный мир. Цифры в названии – это, по всей видимости, год пришествия. «Калки 2898» претендует на звание самого дорогого индийского кинопроекта. У фильма рекордный бюджет – 75 миллионов долларов, и снимают его уже шестой (!) год. За это время сменились два продюсера и даже режиссер.
И конечно, там танцуют! Кашкина-Шутова участвует в съемках музыкально-танцевальной части эпической драмы.
— Количество людей на площадке – актеров, членов съемочной группы, обслуживающего персонала – достигает 700 человек. Здесь собраны яркие персонажи со всего мира: из Америки, Австралии, Непала, Индии, России, Индонезии, Италии, Франции, Таиланда и других стран. Возраст участников от 18 до 75 лет, – рассказывает Мария. – Съемки проходят в разных локациях, где есть фонтаны, статуи, построены рестораны и даже горы. Все сделано на высшем уровне.
Съемочный процесс разворачивается в ночное время, с шести вечера до шести утра, и это не считая подготовки у костюмеров и визажистов.
— Конечно, нелегко сниматься в таком масштабном проекте, работать по 14-15 часов. Ты безумно выматываешься, хочется спать, но это очень интересно! – признается артистка. – Люди со всех стран знакомятся друг с другом, общаются, становятся потом друзьями.
За каждую ночь съемок актеры массовки получают на руки по три тысячи рупий (примерно 3350 рублей). Это немного, считает девушка, хотя в Рыбинске она снималась в кино за 1200-1500 рублей за 12-часовой съемочный день.
— Семьдесят процентов нашего заработка забирают наглые посредники – агенты, – говорит Мария. Она отмечает, что до 2014 года ситуация в индийской киноиндустрии была совсем иная, и труд танцоров, актеров массовки ценился гораздо выше.
— Мы летали только на самолетах, жили только в пятизвездочных отелях. К нам все относились с большим уважением. Но потом в Индию, особенно в Гоа, побежали тысячи людей из России и Украины. Все голодные, без денег, готовые сниматься просто за рис с подливой. И они уронили рынок, – делится наблюдениями танцовщица.
Для Марии жить в Индии и танцевать перед болливудской камерой – значит, заниматься тем, что нравится, идти по жизни собственной дорогой. Здесь, за океаном, она научилась радоваться каждому дню и не оглядываться на стереотипы и чужие мнения.
— Наша жизнь похожа на фильм, – размышляет артистка. — Она конечна, это путь от рождения до смерти, и с него ты не свернешь. Но ты можешь менять сценарий и выбирать себе роли. Кто ты – раб и жертва обстоятельств или хозяин своей жизни? Мне нравится строить смелые планы и брать ответственность за принятые решения, и я могу назвать себя счастливым человеком.
Девушка убеждена: радостным или унылым человек делает себя сам. И то, чем он наполняет свое существование день ото дня.
— Страдать легко, ныть легко, а быть счастливым – это работа. Внутреннее состояние человека – это бриллиант, – проводит еще одну параллель Кашкина-Шутова, – над его огранкой нужно трудиться, и тогда он будет прекрасен.
Съемки в кино, путешествия, саморазвитие, внутренняя эволюция – то, что заставляют этот бриллиант засверкать новыми гранями.
Вообще-то огранке подвергаются алмазы, а бриллиантами они становятся только благодаря опытному, заботливому огранщику. Всех женщин с Международным женским днём 8 марта! Счастья и удачи везде и во всём!