новости 25 апреля 2014 11:07

Страсти по ОСАГО: чего ждать автовладельцам?

Мы объехали с друзьями несколько страховых компаний в Рыбинске, чтобы оформить полис ОСАГО. Но в каждой из них получили вежливый отказ: в компании кончились бланки полисов, и будут они только в следующую пятницу… «Какая пятница, у нас через два дня истекает срок действия старой страховки!» — парировали мы. Тогда нам еще более вежливо объясняли: если, мол, вы готовы к ОСАГО добавить еще хотя бы одну страховку — к примеру, жизни, имущества или КАСКО, то бланки для вас найдутся. Не хотите? Тогда поищите другую фирму…

dtp (1)С откровенным вымогательством страховщиков автомобилисты всей России столкнулись еще в прошлом году. По многочисленным жалобам страхователей в дело вмешались прокуратура, антимонопольная служба и даже полиция. Но время идет, а страховщики не унимаются. Как, почему, что делать и что будет дальше? — с этими вопросами в теме обязательной «автогражданки» разбирался наш корреспондент.

Диалог непонимания

Ну уж в Росгосстрахе нам не должны отказать, думали мы, с надеждой открывая двери в офис на улице Чкалова. История повторилась. Идем с претензиями к директору филиала.
— Кто вам отказал в заключении договора? Вам объяснили пункт 19 правил ОСАГО — страховщик имеет право осмотреть транспортное средство по месту жительства страхователя? Будете ждать? Только через неделю.
— Но у меня есть техосмотр…
— Ну и что, что он у вас есть? Правила ОСАГО с техосмотром никак не связаны. Страховщик имеет право принять решение — страховать вашу машину или нет.
— А если оформляется дополнительная страховка, то почему состояние моего автомобиля уже не интересует?
— Лояльных клиентов, которым мы предлагаем дополнительный вид страхования, мы страхуем сразу.
— Но это же дело добровольное, и вы не можете по закону отказать…
— Мы осмотрим ваш автомобиль, и причем не я, а спец, который имеет на это право. Если вы готовы, я записываю вас на 18-е на 13 часов.  Администратор позвонит, приедет эксперт, осмотрит автомобиль, составит акт осмотра, это 15-20 минут.
И компания примет решение.
— Мы сейчас напишем письменное заявление о заключении договора ОСАГО. Вы не имеете права отказать…
— Пожалуйста. Пишите:
г. Ярославль, ул. Рыбинская, 9, я у вас никаких заявлений не приму.
Мы записались на техосмотр только для того, чтобы узнать, что будет дальше. Но в назначенное время администратор не позвонил. Эксперт не приехал. На наш телефонный вопрос ответ был короток: я не в курсе. Директора? Ее нет…
Многие из тех, кому автогражданка позарез нужна сегодня-завтра, согласились на оформление допстраховок. Две машины? Две страховки «за жизнь» в нагрузку. И никого не волнует, что ты уже двадцать лет клиент этой фирмы и ни разу не был в авариях…
В тот день ОСАГО мы все же оформили — в другой фирме, без вопросов за 10 минут. Правда, здесь уже не действовали скидки за безаварийную езду. Но на это и мы, и большая очередь за нами уже махнули рукой. В отношении автовладельца закон суров: за управление автомобилем без полиса ОСАГО — штраф от 500 до 800 рублей и снятие номеров. После этого в течение суток вы обязаны приобрести полис. Не оформили? Тогда другой штраф — до 5000 деревянных за отсутствие регистрационных знаков.

Незаконное вымогательство

Сотнями сообщений, одинаковых, как близнецы-братья, пестрит все медиапространство России. Автомобилисты бьют в колокола. Интернет переполнен юридическими консультациями по теме ОСАГО, во всех — одно: вымогательство страховых компаний абсолютно незаконно! Никаких изменений в закон, требующий страховать жизнь и здоровье водителя, не принималось и даже не предполагается когда-либо принимать.
«Договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в его заключении гражданину, обратившемуся к нему с заявлением и представившему документы в соответствии с правилами ОСАГО. Страховая организация, отказывая в заключении договора страхования, нарушает п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 закона
«О защите конкуренции», а эти нормы запрещают хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, навязывать условия договора, невыгодные для контрагента или не относящиеся к предмету договора», — отвечает на наш вопрос рыбинская прокуратура.
«Отказ в оформлении ОСАГО является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей, который гласит: «Запрещается обуславливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других»,- информирует нас рыбинский отдел по защите прав потребителей.

Что делать?

Ответ прост: писать жалобы. Куда? Отвечает рыбинская прокуратура: «Владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В случае, если гражданином получен отказ со стороны страховой организации в заключении договора страхования автогражданской ответственности, необходимо обратиться с  жалобой в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе по Ярославской области ( г. Яро-славль, Советская площадь, д. 1/19). Вместе с тем служба не обладает функциями оперативно-розыскной деятельности, поэтому в случае отказа страховой организации в заключении договора ОСАГО, в целях подтверждения указанных нарушений страхователю следует требовать письменный отказ в заключении договора либо иным образом зафиксировать факт отказа и прикладывать эти доказательства к жалобе».
С соответствующей жалобой можно обратиться также в Ярославское УФАС.
Информирует руководитель отдела «Административная практика» бюро «Национальный юридический центр» Вадим Колтырин (Dengi.v1.ru): «Чтобы жалобы в эти органы были аргументированными, я бы посоветовал автомобилистам в случае отказа в заключении договора ОСАГО писать заявление с просьбой о заключении договора руководству страховой компании, в которую вы обратились. Его нужно зарегистрировать и второй экземпляр оставить себе. Неполучение ответа в 10-дневный срок является достаточным основанием для обращения в контролирующие инстанции. Чтобы подтвердить факт навязывания ненужной услуги, вам можно заручиться диктофонной записью. Однако предварительно нужно предупредить менеджера, что переговоры вы будете фиксировать на аудионоситель. В таком случае запись станет легитимной. Однако сомневаюсь, что под диктофон менеджер решится предлагать вам что-то противоречащее нормам закона».

Обратились. И что?

По сообщениям региональных СМИ, с ноября прошлого года в Ярославское УФАС поступило около 30 жалоб от жителей области, которые в разных офисах «Росгосстраха» получали «от ворот поворот». Ярославская городская прокуратура, УФАС и полицейские провели совместную проверку компании, в ходе которой попробовали купить полисы ОСАГО. Факты подтвердились.
«Мы провели проверку и вынесли «Росгосстраху» предупреждение, — сообщает на сайте АВТО 76.RU заместитель руководителя УФАС по Ярославской области Михаил Завьялов. — По итогам этого предупреждения возможны два варианта развития событий. Первый: РГС полностью признает свое нарушение и вернет клиентам все средства за дополнительные услуги. Как правило, это полис страхования жизни «Фортуна плюс». Второй вариант: если РГС своей вины не признает, в отношении его будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства с штрафными санкциями от 300 тысяч до 1 млн. рублей за каждый случай».
Но Росгосстрах не дрогнул. Президент группы компаний Данила Хачатуров не только подтвердил факты о том, что филиалы Росгосстраха отказываются оформлять страховку клиентам, которые не пользуются дополнительными услугами, например, не страхуют жизнь, он считает такой подход законным. По его словам, это единственная возможность сделать полис менее убыточным: «УФАС нас предупреждает, потому что, если бы это было незаконно, он бы нас не предупреждал, а сразу штрафовал (ред. РИА Новости). Мы предлагаем услугу, говорим: это так. Вы хотите — покупаете, не хотите — уходите».
Посылая претензии и проклятия в адрес «Росгосстраха», автомобилисты и юридическое сообщество уже требуют лишить его лицензии на работу с «автогражданкой». По мнению заместителя руководителя УФАС по Яро-славской области Михаила Завьялова, лишение лицензии было бы ошибкой. В Ярославской области эта компания занимает более 60% рынка страхования автогражданской ответственности. Если учесть, что всего в регионе застраховано около 75 тысяч человек, цифра внушительная.
«Кроме того, компания обладает достаточной капитализацией, чтобы всем клиентам единовременно покрыть 50% от максимальной суммы выплат. Это гигантские суммы! Для самого РГС отказ от ОСАГО только выгоден. Но для рынка резкая дестабилизация — это очередной коллапс. Оставшиеся компании просто не смогут распределить всех клиентов между собой», — уверен Михаил Завьялов. Так что нарушающим закон страховщикам пока лишь грозят пальчиком.
Кстати, при отказе или уклонении страховщика от заключения договора страхователь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Через суд — в тройном размере

Главный аргумент страхового бизнеса в том, что ОСАГО, как, впрочем, и КАСКО, крайне убыточны для страховых компаний. Все они, образно выражаясь, взвыли, когда в июне 2012 года пленум Верховного суда РФ своим постановлением разрешил применять нормы законодательства по защите прав потребителей в сфере страхования ответственности. В суды сразу  ринулись самые продвинутые автовладельцы с исками по договорам КАСКО и ОСАГО к страховщикам, которые в разы занижали суммы возмещения ущерба и нарушали сроки выплат. Истцы получили возможность взыскивать со страховых компаний и пени в размере до 3% от суммы возмещения за каждый день просрочки, и 50-процентный штраф в свою пользу, и даже компенсацию за нанесенный моральный вред.
По данным Верховного суда, с 2009 по 2012 гг. количество исков от страхователей выросло более чем втрое.  В 2013 году этот тренд усилился.
Появилась даже целая индустрия посредников, которые, пользуясь правовой безграмотностью потерпевших, за копейки выкупают у них права требования и судятся со  страховыми компаниями, увеличивая суммы возмещения в 2-3 раза.

Страховое лобби услышано

Следствием такой практики стал исход страховщиков ОСАГО из ряда регионов, отказ во многих офисах от добровольного страхования гражданской ответственности и повышение тарифов на КАСКО.
В итоге предполагается изменить законодательство так, чтобы защитить как страховщиков, так и их клиентов.
Первый шаг сделала Госдума, одобрив поправки по ОСАГО. Изменения затронут больше половины существующих положений. Главное нововведение — более чем трехкратное увеличение выплат за причинение вреда имуществу — со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, за вред жизни и здоровью — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Кроме того, законопроект вводит так называемое прямое возмещение убытков. Это значит, что за возмещением пострадавший будет обращаться только в свою страховую компанию.
В два раза повышаются выплаты, если оформление документов о ДТП происходило без участия полиции
(до 50 тысяч рублей). При этом у «европротокола» в Москве, Санкт-Петербурге и их областях будет свой лимит — до 400 тысяч.
Изначально Правительство обещало оставить неизменными тарифы ОСАГО, но Российский союз автостраховщиков пообещал вымирание системы ОСАГО в регионах и заявил, что спасти систему «автогражданки» от развала вследствие роста выплат может только рост тарифов ОСАГО на 60-70%. В качестве контраргумента Минфин заявил, что действующие тарифы установлены с запасом, так что повышение выплат страховщики должны были «пережить» без разорения. В 2002 году расценки на «автогражданку» были установлены из расчета, что средняя выплата составит 70-90 тыс. руб. Но в среднем участникам ДТП платят всего 24 тыс. рублей. Получается, у страховщиков достаточно финансового запаса.
Думские баталии сильно затянулись, в итоге Минфин вынес на обсуждение новый проект, предусматривающий рост тарифов ОСАГО на 25% через изменение территориальных коэффициентов. Мало того, законопроект, принятый в первом чтении, выводит автострахование из-под действия закона «О защите прав потребителей». Это резко снизит возможность добиться автовладельцам выплаты по страховке.

* * *

Что будет на самом деле — покажет время. Так или иначе, по мнению экспертов, к 2020 году ОСАГО, как и многие виды обязательного страхования, прикажет долго жить. Страховая обязаловка — это экстенсивный путь развития, на смену которому должен прийти интенсивный, направленный на развитие общественной страховой культуры. Если в законе четко сказано, что риск необходимо застраховать, другого выхода просто не будет.

Марина МОРОЗОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме