Трудно найти человека, которого бы оставил равнодушным вид цветущего сада. Весна — самое благодатное время для того, чтобы воочию убедиться, насколько прекрасна и разнообразна наша природа. Для многих рыбинцев милее всех цветников мира собственные приусадебные участки.
В последние годы наблюдается настоящий бум на цветоводство и ландшафтный дизайн, причем, творя свои сады Семирамиды в миниатюре, рыбинцы нередко прибегают к помощи птиц, животных и сказочных персонажей. Нет, не живых, а керамических.
Для жительницы города Натальи Ромашовой и ее семьи производство садовых фигурок, сувенирной продукции стало и отдушиной, и нелегким бизнесом. Год назад наша газета уже писала о начинающих предпринимателях, выигравших областной грант на развитие собственного дела, тогда Ромашовы сумели приобрести современную технику для изготовления фигурок из керамики.
Долгие годы Андрей и Наталья Ромашовы, оба художники, делали такие работы, желая порадовать друзей и близких, ни о каком бизнесе и не помышляли. Но в один прекрасный день все изменилось, и сейчас они оба — предприниматели. Как теперь обстоят дела в семейном бизнесе, мы поинтересовались накануне Дня российского предпринимательства.
Рассказывая о керамическом производстве, Наталья Евгеньевна нет-нет да и отвлечется на дела семейные. Казалось бы, какая взаимосвязь? На самом деле — прямая.
Многодетная мать признается, что совмещать бизнес с ежедневными заботами-хлопотами по дому довольно проблематично.
— Муж — основной кормилец в нашей семье — весь день на работе, занимается разработкой дизайна, отливом форм, изготовлением фигурок только в свободное время, я в основном вношу завершающие аккорды — расписываю готовые изделия, — рассказывает Наталья, проводя экскурсию по небольшой комнате, служащей мастерской.
На подоконнике, столике, шкафах расставлены плоды семейного труда: курочки-наседки с желторотыми цыплятами, лягушки-квакушки, смешные щенки, красуется огромная, почти настоящая тыква. Часть коллекции находится там, где и положено, — в саду, на клумбах.
Чета Ромашовых в своем творчестве придерживается принципа максимальной приближенности к природе. Некоторые изделия действительно выглядят как настоящие, они словно живые.
По мнению Натальи, именно естественность, гармония творений рук человеческих с природой — основная черта русского сада, поэтому «работая над внешним видом, цветовым решением фигурок, стараемся сделать так, чтобы они выглядели максимально натурально».
— Коллекция небольшая, все, что делаем, сразу отдаем на продажу. Затоваренность нам не грозит, ведь мы работаем не в промышленных масштабах, не штампуем фигурки, как на конвейере. Для того чтобы создать хотя бы одну, порой требуется несколько дней, — поясняет Наталья.
— Не хочу загадывать наперед, но пока говорить о чем-то масштабном, например о собственном магазине, не приходится. Подумываем о том, чтобы поставлять свои изделия в торговые точки Рыбинска. Вообще, как выяснилось, в родном городе найти возможность для розничной продажи очень сложно. Спасибо, помогают специалисты НП «Рыбинский центр развития деловой активности». Отдельная благодарность его руководителю Валерию Петровскому. Неоценимую помощь оказывает и бухгалтер рыбинского общества многодетных семей. Своими силами со всеми бумагами и цифрами мы бы не справились.
Наталья мечтает привлечь в семейный бизнес еще пару рук. Это необходимо для того, чтобы выйти на качественно иной уровень, начать нарабатывать объемы. Вполне возможно, что дополнительным работником станет старшая дочь. Она, как и родители, представитель творческой профессии — в свое время окончила иконописную школу.
Несмотря на то, что трудностей в семейном бизнесе много: от банальной нехватки времени до достаточно дорогой стоимости исходного сырья для производства керамики — хорошей глины, Наталья с уверенностью заявляет, что если бы представился шанс начать все сначала, все равно взялась бы развивать свой творческий бизнес, ведь дело это, хотя и трудное, но увлекательное.