Великолепная вокалистка, участница прошлогоднего шоу телеканала «Культура» «Большой джаз» выступила в сопровождении известного в России и за рубежом джазового коллектива Льва Кушнира на сцене ОКЦ 24 апреля.
Приезд исполнителей мирового уровня стало событием для Рыбинска. Карина Кожевникова — одна из самых ярких звёзд отечественного джаза, чей талант восхищает ценителей музыки из разных стран. Удивительный, крайне редкий сегодня во всём мире «бархатный» тембр, напоминающий о королевах жанра Элле Фицджеральд и Саре Вон, любовь к классике, совершенно уникальная манера импровизации в сочетании с прекрасными сценическими данными делают эту утончённую певицу исключительным явлением на российской джазовой сцене. В разные годы ей довелось поработать с именитыми джазовыми коллективами: биг-бэндом Игоря Бутмана, JVL-бэндом Виктора Лифшица, оркестром Олега Лундстрема. Она выступала вместе с такими выдающимися музыкантами, как Алексей Кузнецов, Валерий Киселев, Михаил Окунь, Яков Окунь и, конечно, Лев Кушнир. Вместе с его коллективом Карина Кожевникова записала свой первый студийный сольный альбом «With eyes closed», вышедший в марте 2007 года. Он получил прекрасные отзывы и от широкой аудитории, и от профессионалов.
Сегодня Карина Кожевникова выступает на самых известных фестивальных и концертных площадках. Список впечатляет: Московский джазовый фестиваль в Сокольниках, московский фестиваль цветов на Красной площади, Колонный зал Дома союзов, Московский международный Дом музыки, Посольство Великобритании в России. В прошлом году певица была приглашена телеканалом «Культура» для участия в проекте «Большой джаз», зрители его видели в июле.
В наш город Карина приехала уже во второй раз — по удивительному стечению обстоятельств концерт, как и в 2013 году, пришёлся на 24 апреля. Музыкальный коллектив вновь приехал в полном составе: Лев Кушнир (клавишные), Андрей Дудченко (контрабас), Евгений Рябой (ударные). Эти замечательные музыканты выступали в Рыбинске неоднократно и очень полюбились местной публике, которая постаралась новый визит не пропустить: свободных мест в зале не было.
Новая программа московских гостей произвела впечатление радостного весеннего пробуждения и преображения. Словно всё пространство зала вдруг заполнилось запахами свежих трав и молодой листвы. Весеннее тепло разлилось в воздухе, и в сердцах слушателей появилось трепетное ощущение вершащегося чуда.
В ходе концерта Лев Кушнир сказал, что задача всех артистов не просто дарить людям прекрасную музыку, но и выполнять просветительскую миссию. Ведь у многих великих джазменов прошлого, таких как знаменитый автор музыки к голливудским мюзиклам Ирвинг Берлин, российские корни. Поэтому рождённый в Новом Орлеане джаз находит в душах наших людей живой отклик. Карина исполняла произведения из «золотого фонда» джаза, известное на весь мир. И каждое из них, обретя новую аранжировку, новое музыкальное прочтение, звучало свежо и оригинально. Когда же Карина запела любимую многими «What a wonderful world», публика разразилась криками «Браво!».
— Карина, вы в Рыбинске во второй раз. Чем привлекает наша публика?
— Мне здесь действительно очень нравится. И мои друзья-музыканты сюда тоже очень любят ездить. Во-первых, потому, что здесь очень хорошая компания. Организаторы — добрые, увлечённые люди. Во-вторых, публика очень приятная, и сцена, и зал. Для меня это всё очень важно. В прошлый раз я долго думала ехать или нет. Но душевность Рыбинска меня поразила, мне здесь было комфортно. Поэтому, получив приглашение в этом году, я уже не сомневалась.
— Ожидания оправдались?
— Да, сегодня принимали даже лучше, чем в первый раз.
— Как вы при своей хрупкости можете извлекать столь мощный звук?
— Это грудной резонатор — он разрабатывается с годами. Я сейчас этому обучаю своих студенток?
— Где вы преподаёте?
— В Воронеже, в музыкальном училище и во Дворце юношества. Преподаю джазовый вокал. Провожу в Воронеже столько же времени, сколько и в Москве.
— Воронеж — музыкальный город?
— К сожалению, нет. В плане музыки там настоящая катастрофа. Даже плакать хочется. Там, где культура всегда была, она изживается. Насаждение популярной музыки оказывает чудовищное влияние на умы и сердца не только молодёжи, но и людей старшего поколения. Вместо того чтобы обратиться к прошлому, на нём учиться и расти, потому что оно вечно, я имею в виду классику, люди предпочитают лёгкие, незатейливые формы. Многие вообще не знают, что такое джаз, и знать не хотят. И это не просто люди на улице, это деятели культуры. Мне очень жаль, ведь «золотой фонд» джаза — это по-настоящему совершенная музыка. Я её приравниваю к классике.
— В таком случае каковы границы её интерпретации?
— Вот это как раз основное отличие джаза. Классический музыкант ограничен жесткими рамками жанра. А исполнитель джаза имеет огромные возможности импровизировать на основе джазовых стандартов. Они — база, своего рода зерно, из которого произрастает стебель музыкального произведения.
— Сегодня, в том числе в среде известных музыкантов, существует мнение о том, что есть джаз классический и современный. Что вы по этому поводу думаете?
— Я никаких новых тенденций в джазе не наблюдаю. Тому, что называют современным джазом, то есть фри-джазу и джаз-року, уже много лет. Это всё игралось в семидесятых-восьмидесятых годах. Поэтому считать такую музыку новой по меньшей мере странно. Конечно, некоторые сегодня пытаются какие-то отвлечённые построения выдать за современный джаз. А то, что пою я, то есть рафинированные импровизации на основе гармонии, считают несколько ушедшей в прошлое классикой. Но ведь это превратное понимание. Шедевры джаза, как и классики, — это вечная музыка, она всегда будет современна. Ведь основная составляющая джаза — именно импровизация — то, что над темой. Тема — это стандарт, посыл, а импровизация, с одной стороны, идёт по уже выработанным канонам, с другой — всегда оригинальна и свежа. Я пою шедевры Кола Портера и Эллингтона, но то, что сверху, — это полёт души. Он рождается сейчас. На мой взгляд, современное видение джаза проявляется как раз в том, насколько оригинальна импровизация исполнителя, насколько он может найти в этом свою манеру. В этой «точке индивидуальности» так много всего должно сойтись! Для вокалиста это и умение петь, и знание сольфеджио и теории музыки, и, конечно, умение слышать и слушать. Это сложно, но талантливые люди есть.
— Чем вам было интересно участие в «Большом джазе»?
— Возможностью пообщаться с музыкантами — и с нашими, и с американцами. У нас такие моменты выдаются крайне редко, а тут для диалога было почти две недели. Мне особенно приятно, что аутентичные исполнители высоко оценили мои импровизаторские способности, отметив, что такой уровень сегодня и в Америке нечасто встретишь. Хотя туда, конечно, съезжаются джазмены со всего мира. Нью-Йорк по-прежнему остаётся центром этого искусства. Многие едут туда записываться. Хотя, на мой взгляд, это прекрасно можно сделать и у нас, в России. Ведь главное -качество исполнения.
— Вы часто выступаете на корпоративных мероприятиях известных компаний. Учитываете ли вы разницу слушательских пристрастий при составлении программ?
— Да, меня нередко приглашают. Хотя таких выступлений всё-таки могло бы быть больше. Джаз — это роскошь, в нашей стране, по крайней мере. Когда возникают финансовые сложности, обычно это первое, от чего отказываются. С другой стороны, факты, когда кто-то вдруг начинает просить спеть «Мурку», слава Богу, почти сошли на нет. Сегодня приглашающая сторона обычно хорошо знает, что я пою и как, и в выборе программ я свободна.
* * *
Второе выступление Карины Кожевниковой и трио Льва Кушнира в Рыбинске, пришедшееся на один и тот же день, можно расценивать как добрый знак: в нашем городе ценители прекрасного есть. А значит, третьего не менее удивительного выступления, стоит ожидать.
Ольга Симонова