Нет, обычному человеку, способному чувствовать музыку только на уровне сердца и души и слабо разбирающемуся в ее символико-математической сущности, сложно понять, как обычный взмах руки способен помочь рождению чарующих звуков. Наверное, поэтому любое движение дирижера напоминает магический ритуал, а уж если речь идет о маэстро Юрии Башмете, то его работа сродни священнодействию.
В этом в очередной раз смогли убедиться ценители классической музыки, побывав в минувшее воскресенье на концерте в ДК «Авиатор», состоявшемся в рамках шестого международного музыкального фестиваля имени маэстро. Этот праздник музыки стал доброй традицией. Вот и на сей раз в течение девяти дней Юрий Башмет с коллегами даст девятнадцать концертов в разных городах области.
Очарование классической музыки в том, что в нее погружаешься, словно в спокойное море. Она, как вода, течет сквозь твое тело и мысли, унося за горизонт сознания. К сожалению, в этот вечер периодически возвращали к реальности отнюдь не прекрасные проявления, такие как нахальный звонок мобильного, периодическое гуление грудного младенца (и о чем только думали родители, беря такую кроху на концерт?!) и неуместные аплодисменты между частями одного музыкального произведения. Все эти мелочи подчеркивают, что рыбинцам воспитание прекрасным необходимо. Что же, капля камень точит, и сам маэстро в одном из интервью подчеркивал, что фестиваль преследует и такую благородную цель.
Наблюдая за Юрием Башметом на сцене, невольно на ум пришли строки из песни: «Руки! Вы словно две большие птицы…» Руками он будто вел со своими коллегами — музыкантами всемирно известного камерного ансамбля «Солисты Москвы» — диалог: одобрял, настаивал, поощрял. Стать свидетелем этого разговора для посвященных было не менее увлекательно, чем слушать музыкальные произведения. Репертуар, который предложили рыбинцам знаменитые гости, можно назвать поистине гурманским. Здесь не было широко известных произведений, и потому перед залом стояла задача почувствовать и оценить волнующий вкус новизны. Программу вечера открыла музыка основателя венской классической школы Йозефа Гайдна. Симфония № 44 ми-минор в четырех частях создала иллюзию полного погружения в эпоху пышных приемов и великосветских манер. Концерт для скрипки с оркестром № 1 ре-минор Феликса Мендельсона, написанный гениальным композитором в возрасте 13 лет, — редкий гость на концертах классической музыки, и тем ценнее возможность узнать поближе этого «незнакомца». Юный возраст создателя здесь совсем не прослеживается — произведение цепляет своей целостностью и особым породистым характером. Удивляться нечему, ведь не зря кто-то из современников сказал о композиторе: «Что все вундеркинды по сравнению с ним? Всего лишь вундеркинды».
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта — оригинальный сплав музыки, полной радости и энергии. Написав ее в довольно зрелом по тем временам возрасте, в 23 года, уже великий композитор успел пережить немало жизненных потрясений — смерть горячо любимой матери, любовные увлечения, его внутренний мир был настолько глубок, что он не мог не выразиться в его музыке. Скрипка в руках Андрея Поскробко и знаменитый альт Юрия Башмета создали удивительный тандем, где не было места ни одному фальшивому чувству.
Полтора часа музыкальной феерии пролетели незаметно. Горожане не скупились на аплодисменты. От имени всех рыбинцев музыкантов поблагодарила заместитель главы администрации по социальным вопросам Наталья Шульдина: «Находясь на ваших концертах, каждый раз поражаешься и не можешь привыкнуть к тому, что, не выезжая из Рыбинска, приобщаешься к великой музыке в исполнении больших мастеров. Огромное вам за это спасибо и низкий поклон!»
Поблагодарить маэстро лично представилась возможность и юному жителю Рыбинска Арсению Косульникову, учащемуся гимназии № 18, осваивающему фортепиано. Он в числе других сверстников, с детства приобщившихся к классической музыке, получил его автограф. «Это было просто замечательно. Я и раньше вживую слышал игру маэстро, но на этот раз меня особенно впечатлил концерт для скрипки и альта Моцарта. Здесь есть и быстрота, и напор, и вместе с тем скорбь. Очень сильное произведение и великолепное исполнение».
Как говорится, устами младенца глаголит истина!