Он не летал почти полсотни лет, но все это время мечтал о полетах. И мечта сбылась: 8 мая в свои 96 Константин Степанович Кононенко поднялся в небо «праваком» — вторым пилотом на Ан2 и вновь увидел свой город с высоты. Небо в подарок боевому летчику ко Дню Победы — от Рыбинского аэроклуба, который пригласил в гости своего бывшего инструктора.
От винта!
В июне прошлого года «Рыбинские известия» рассказали на своих страницах о летчике Константине Кононенко, на счету которого за 28 лет 16 тысяч летных часов на военных и гражданских самолетах. Во время войны с Японией трижды его крылатые машины были подбиты в воздухе над Японским морем, но он остался жив. На удивление крепкое сердце — хоть в космос, говорят врачи. Только вот «шасси» подводит — трудно ходить. Мы пожелали тогда боевому летчику вновь обрести крылья… И они выросли спустя год.
Парашютист Игорь Смирнов привез ветерана на аэродром Рыбинск-Южный, где его уже ждали аэроклубовцы. «Константин Степанович, давайте со мной вторым пилотом! Полетим?» — предложил командир воздушного судна Денис Добряков, пожимая руку ветерану. «Конечно, полетим! А я и не знал, что вы — летчик», — ответил он заместителю главы Рыбинска.
Ан2 зашел на посадку и подрулил на заправку. Аэроклубовцы помогли ветерану подняться на борт, и руки летчика по привычке сразу легли на штурвал на месте «правака». «Два ноля три шесть ноль, полет разрешаю!» — звучит в наушниках голос руководителя полетов начальника аэроклуба Дмитрия Авдеева. «От винта!» — и заработал разогретый мотор, и Ан2, вырулив на взлетную, набрал скорость и поднялся в небо.
Под крылом замелькали дачные домишки, поля и дороги, как на ладони — Рыбинское море, ГЭС, плотина, и вот он, с заходом на вираж — милый сердцу Рыбинск, родной моторостроительный завод, берег Волги, собор и волжский мост… Где-то внизу — его дом на улице Димитрова, где ждет его и, конечно, волнуется жена Галина Алексеевна. Но, несомненно, радуется за своего боевого летчика — такой подарок к празднику! А он, глядя на пилота слева, поднимал большой палец: «Здорово!»
20 минут над Рыбинском — и шасси касаются зеленеющей взлетки. Спустившись на землю, довольный и взволнованный Константин Степанович признался: «Я ждал, я очень хотел лететь. И когда сел в кабину, хотел было заикнуться — может, дадите мне взлететь и попилотировать на виражах. Но понял — не разрешат. Дисциплина. А что, я бы сумел поднять машину в воздух, а вот на посадку уже не отважился бы. Замечательный полет. Спасибо! А каким огромным стал город, как вырос!»
Воздушные асы
Изменился и аэродром, куда в далеком 1933 году, когда был создан Рыбинский аэроклуб, пришел Костя Кононенко учить таких же, как он когда-то, мальчишек строить модели самолетов и ставить их на крыло. Сбывалась и его мечта — в аэроклубе освоил планер, да так успешно, что его послали в высшую школу планеризма в Коктебель, которую закончил с отличием. Прошел и летную подготовку на самолете. Скоро талантливый парень, на редкость упорный, с особой внутренней дисциплиной, стал летчиком-инструктором Рыбинского аэроклуба.
А осенью 38-го, когда ему исполнился 21 год, летчика призвали на охрану восточных границ — на остров Русский. Япония, Германия, Италия заключили тройственный союз, в воздухе витал запах войны. Две мощные армии — советская и японская — уже прощупывали боеспособность противника, начав с локального военного конфликта у озера Хасан. Японцы вели себя нагло, совершая провокационные вылазки в район наших городов. Истребители-бипланы И15 в воздухе уступали японским машинам. А когда на дальневосточную границу были переброшены новые советские модернизированные истребители И16 и «Чайка», которые впервые в мире применили боевые неуправляемые ракеты «воздух-воздух», мы уже господствовали в воздухе. «В войну летали не только на наших «Ишачках» и «Яках», но и на американских «Бостонах» и истребителях Р63 «Кингкобра».
До августа 1945 года самолеты японцев постоянно вторгались в воздушное пространство СССР, и с ними приходилось вступать в бой, хотя главной задачей летчика Кононенко являлась авиационная разведка с аэрофотосъемкой военных сил противника. На триста километров уходил его самолет над Японским морем, противник три раза подбивал его, но пилоту удавалось дотянуть горящую машину до суши. В третий раз, неудачно приземлившись, Константин серьезно повредил позвоночник. После двух месяцев, проведенных в госпитале, вновь вернулся в родной разведполк и летал на бомбардировщике.
25 раз вокруг Земли
Среди многих наград Кононенко — орден Красной Звезды — за успешное выполнение боевых заданий. Остальные, как говорит, «летные». Он вернулся в Рыбинск в 1947 году. Устроился мастером в цех, а через месяц уже работал летчиком на заводском аэродроме. Летали на По2, потом на Як12 с генеральным директором моторостроительного завода Павлом Деруновым, возил из Москвы большое начальство. В 1968-м поднялся в воздух в последний раз…
Нет, летчики никогда так не скажут — «в последний». Они говорят «крайний раз». И ведь правы! Через 46 лет Константин Кононенко вновь поднялся в небо.
До боли знакомый аэродром — как все изменилось! Ангары — эх, как же они состарились, а ведь когда-то были продолжением завода, здесь кипела жизнь, испытывали авиадвигатели. А сколько было инструкторов и курсантов, сколько парашютистов готовили каждый год в аэроклубе! Тогда и КДП (командно-диспетчерский пункт) не было, начальник аэродрома руководил полетами из летноиспытательной станции (ЛИСа)… А вот и березовая аллея — ее когда-то сажал Константин Кононенко вместе с аэроклубовцами…
«Я очень рад, что у аэроклуба снова есть свой самолет, и дай вам Бог летать в это трудное время!» — благодарил своих молодых коллег седой летчик. На правой стороне парадного пиджака ветерана среди других наград — Знак для летчиков Гражданского воздушного флота СССР за налет 1 миллиона километров. Получается, что Константин Кононенко 25 раз облетел вокруг земного шара. В августе ветерану исполнится 97 лет.
Марина МОРОЗОВА