новости 22 мая 2014 13:16

Первому городскому памятнику Рыбинска — 100 лет

Без преувеличения можно сказать о том, что возвращение из пропасти забвения доброго имени выдающегося скульптора России и воссоздание его последнего творения — монумента императору Александру II являются долгом чести и долгом памяти гениальному сыну Ярославской земли — Александру Опекушину, а также всем тем, кто внес свою лепту в создание первого рыбинского памятника.

Творческий путь Александра Опекушина связан с эпохами трех царствований российских императоров — Александра II, Александра III и Николая II. В это время в России рождаются выдающиеся шедевры русского монументального искусства, изумительные по красоте и художественному исполнению памятники. Автором многих из них был наш земляк Александр Михайлович Опекушин. Благодаря своему таланту и трудолюбию он, выходец из крепостных крестьян, стал академиком и действительным статским советником.

Несомненно, главным памятником нашего государства является новгородский монумент Тысячелетия России, установленный по Указу императора Александра II. Торжественное открытие и освящение памятника состоялось 8 сентября 1862 года. По многофигурности и всеохватности монумент не имеет аналогов в мире. Этот памятник по сей день является подробнейшей энциклопедией истории нашего Отечества, воплощенной в бронзе. Эту творческую задачу выполняла группа известных скульпторов. Александр Опекушин, в то время талантливый студент Императорской Санкт-Петербургской академии художеств, подключился к этой грандиозной работе на завершающем этапе. Ему было поручено создание только одной скульптуры — первого российского императора Петра I. Опекушин воплотил в этом образе не только грозного и решительного царя, но и вдохновенного Отца Отечества. Фигура Петра Великого за её исключительную художественно-образную выразительность была выбрана в качестве центральной среди изображений русских государей. Это потом, несколько лет спустя, Александр Михайлович утвердится как лучший из лучших скульпторов России, а пока это был блестящий и многообещающий дебют молодого монументалиста. Уже тогда он пришел к пониманию формы как пространства, где существует время, история, поэзия…

В последующих его работах этот опыт пространственного синтеза будет постоянно обогащаться и приносить свои восхитительные плоды.

Оглушительный успех ждал скульптора в конкурсе на сооружение памятника А.С. Пушкину в Москве. Именно ему, русскому крестьянину, было суждено стать автором «вековечного памятника». Здесь в полной мере развернулся дар Опекушина ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Этот шедевр по праву стал самым популярным русским монументом XIX века.

Александр Михайлович был неутомимым и плодотворным скульптором. Он участвовал во многих конкурсах и почти всегда побеждал. В большом ряду превосходных творений Опекушина самыми значительными оказались памятник Александру II в Кремле (1898), памятник Екатерине II в здании Городской Думы (1896) и памятник Александру III у храма Христа Спасителя (1912).

Творческое наследие Опекушина вошло в золотой фонд Русского искусства, став эталоном для мастеров всех последующих поколений.

Лучшие его работы посвящены памяти императора Александра II. «Просто и священно», — эти слова императора Александра III об идее памятника Александру II в Московском Кремле в полной мере можно отнести и к рыбинскому монументу.

В 1910 году жители Рыбинска, ставшего к тому времени столицей Верхневолжского купечества, решили отметить 50-летний юбилей освобождения крестьян от крепостной зависимости постройкой достойного памятника Царю-Освободителю. Нужно сказать и о том, что в конце XIX — начале XX века в Рыбинске проживало около 420 семей купцов и промышленников, которые в своем подавляющем большинстве, как и во всем купеческом сословии России, были выходцами из свободных крестьян.

В композиции рыбинского памятника Александру II нашла отражение его реформаторская деятельность. Примечательно, что в связи с отмечавшимся юбилеем в городах и селах Российской империи было установлено более полутора тысяч монументов императору. Во многих случаях, так же, как и в Рыбинске, они оказались единственными скульптурными произведениями эпохи.

Последний внушительный монумент Александру II, сооруженный в царской России, был открыт в Рыбинске 6 мая 1914 года. Он явился также последним творением Александра Опекушина, которому современники справедливо отводили роль первого скульптора России.

В наше время историческая и художественная ценность рыбинского памятника по достоинству оценена известными искусствоведами России. И.о. заместителя директора по научной работе Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга Г.Н. Голдовский отмечает: «В ряду монументов Царю-Освободителю в Москве, Пскове, Астрахани, Кишиневе и других городах России, созданных скульптором А.М. Опекушиным, памятник Александру II, поставленный в 1914 году в Рыбинске, занимает особое место. В этом произведении проявились не только профессиональное мастерство и опыт выдающегося монументалиста, но и новые тенденции, характерные для русской скульптуры начала ХХ века. Отказ от многословных аллегорий и внешних эффектов привел Опекушина к простоте и ясности художественного замысла, к созданию вполне реалистического портрета, отличающегося исторической достоверностью».

В своей книге «Власть и монумент», опубликованной в 2011 году, дает положительную оценку этому шедевру член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения Ю.Р. Савельев: «Памятник в Рыбинске создан на основе великолепного знания модели, скульптор был едва ли не лучшим её знатоком. Ему удалось передать величие личности монарха, не прибегая к обычным для предшествующих изваяний атрибутов императорской власти. Главное внимание уделено тонкой передаче психологического образа императора, а великолепная моделировка фигуры в простом генеральском сюртуке лишь подчеркивала основную идею монумента. Образ императора обладал необыкновенной цельностью и монументальностью».

Так же, как и первые в Российской империи памятники великим русским поэтам — Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске, опекушинский памятник, построенный в Рыбинске на добровольные пожертвования горожан и крестьян Рыбинского уезда, стал поистине народным.

Народным стало и стремление наших современников вернуть утраченный памятник. Эта тема долгие годы будоражила умы рыбинцев публикациями на страницах местных и областных газет, дискуссиями краеведов и общественных деятелей. Фондом «Возможно все» был начат сбор средств. И, наконец, важным этапом стал 2010 год, когда в Северной столице Альберт Чаркин приступил к работе над воссозданием скульптуры Александра II, взяв за основу исторические фотографии рыбинского памятника и авторскую модель А.М. Опекушина, хранящуюся в Русском музее г. Санкт-Петербурга.

21 сентября 2012 года в Великом Новгороде в рамках торжественных мероприятий, посвященных 1150-летию российской государственности, в здании Музея изобразительных искусств состоялась церемония открытия бюста Александру II, отлитого в бронзе по рабочей модели воссоздаваемого памятника Царю-Освободителю в Рыбинске.

В.Г. Семенов,

член Союза архитекторов России

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Илья 00:07 | 23 мая 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме