Темы 30 июня 2024 10:00

Купец средней руки

Рыбинский купец Николай Батырев известен как хозяин знаменитого дома с лепниной на Крестовой, 39. Узнали об этой фамилии чуть больше

«Приобретая недвижимость, Николай Васильевич Батырев перестраивает дома, подчиняя их своим потребностям и своему вкусу, о котором не спорят». Так деликатно характеризует купца рыбинский краевед Александр Михайлов.

Батырев действительно известен историей двух своих домов на ул. Крестовой. Тем, как ярко он украсил дом № 39 по Крестовой. И как кардинально перестроил дом № 46, уничтожив портик с колоннами, спроектированный в мастерской великого Карла Росси.

Кто-то назовет это излишествами, пренебрежением хорошим вкусом и даже кичем. «Китч сформировали псевдоаристократические эстетические притязания богатой буржуазии XIX века», — пишет российский искусствовед Екатерина Вязова.

Но Николаю Батыреву барочные кружева лепнины, вероятно, казались верхом красоты и изящества. Наверняка вчерашний крестьянин гордился своим самым нарядным на ул. Крестовой домом.

Николай Батырев с зятем Евгением Сигсоном (фото Георгия Сигсона)

Семья 

Предки Николая Васильевича Батырева – из мологских крестьян. Его отец Василий Батырев в 1856 году купил в Рыбинске имение у горожанок Анны Розовой и Веры Успенской – в этой сделке он еще значится «мологским крестьянином». Спустя три года его уже именуют «купец», когда ему выдавали свидетельство на торговлю золотыми и серебряными изделиями.

Известно о двух сыновьях Василия – старшем Павле и Николае (родился в 1851 году). Старший Павел, как и многие предприимчивые рыбинцы, занимался постройкой судов и торговал лесом.

суда на рыбинской Волге

В Ярославском календаре за 1890 год братья Николай и Павел Батыревы значатся как владельцы трех лесопильных заводов близ Рыбинска, «на всех трех сумма производства – 7400 рублей». В 1890 году Павел значится доверенным правления Рыбинского общественного банка, что говорит об оказанном ему доверии.

У Павла были сыновья – Дмитрий и Иван, об этом узнаем из документов рыбинского филиала Госархива. Предположим, что удача в какой-то момент отвернулась от Дмитрия. Так, встречается дело о выселении городом купца Дмитрия Павловича Батырева с арендованного им участка земли и о взыскании с него арендной платы.

Есть дела и об Иване Павловиче Батыреве, купеческом сыне. Так, в 1884 году владелец знаменитых бань Иван Филиппович Мыркин требовал с Ивана отчет по управлению заводом. Мыркин вел дела по разработке глины, извести — производил из них кирпич и цемент, владел он и лесопилкой, где трудились полсотни рабочих. Возможно, Иван Батырев управлял одним из этих производств.

Владения

Судя по всему, Николай Васильевич Батырев был самым успешным членом своей семьи.

— Он был удачен в торговых делах галантерейным товаром и заметен в общественной жизни города. Он не входил в число самых богатых купцов города, их с братом можно было отнести к купцам «средней руки». Но в чем-то их активности мог позавидовать и более успешный предприниматель, — пишет Александр Михайлов.

Николай Батырев активно скупал и перестраивал здания – нам известно о четырех больших домах в центре Рыбинска и шести флигелях по всему городу. Помещения купец сдавал в аренду под жилье и магазины. И сам торговал, в том числе галантереей, имел семь торговых лавок в разных районах Рыбинска.

С его лавками связан исторический анекдот, который говорит о хитрости Батырева. При ремонте торговых рядов он перенес дверь так, чтобы покупатели попадали прямиком к нему в лавку, а до других не доходили. Так, раздосадованные соседи забаррикадировали вход в батыревскую лавку и не пускали туда возмутителя спокойствия.

На центральной улице Рыбинска – Крестовой – Николай Батырев имел два дома: двухэтажный № 39, где в настоящее время расположен магазин «Астра», и трехэтажный № 46, где сегодня располагается Литературный музей, а сто лет назад была гостиница.

Дом Батырева на Крестовой, 39

Здание на ул. Крестовой, 39 по декору фасада считается самым богато украшенным домом Рыбинска. Пилястры, изящный карниз, наличники, барочные аттики – и все это обильно приправлено лепниной.

Особняк построен в 1891 году для Батырева на месте скромного сгоревшего в 1890 году дома. Нижний этаж, как тогда было принято, сдавали в аренду: под галантерейный магазин, швейную и обувную мастерские. После революции здесь разместилась школа художественной печати.

Дом № 46, где располагалась дореволюционная гостиница «Столбы», имеет непростую историю. Двухэтажное здание построили после опустошившего Рыбинск пожара 1811 года, его возвели по типовому проекту архитектора Росси. Вход в дом украшал портик – из-за его колонн гостиница, располагавшаяся здесь, и носила такое имя.

Именно здесь останавливался писатель Михаил Салтыков-Щедрин во время приезда в Рыбинск в 1873 году. В 1880 году это здание купил Батырев и ради надстройки третьего этажа уничтожил эффектный портик. Верхние этажи купец продолжал сдавать в аренду под гостиницу, на первом расположился магазин бакалейных товаров.

Кроме того, известен доходный дом Батырева на Бульварной, 7. В имении значился каменный трехэтажный дом и деревянный дом со светелкой. Здесь сдавали 4 квартиры и «одну малоценную».

Бульварная,7, доходный дом Батырева

Наш купец владел имением в начале 1900-х, но совсем недолго. Он приобрел его у купца Александра Нуждина и через несколько лет продал купцу Анемподисту Фролову. Тем не менее, в истории дом сохранил имя Батырева.

Владел он и деревянным двухэтажным домом на ул. Большой Казанской, который подарил своей дочери Надежде. Здесь она жила со своим супругом – фотографом Евгением Сигсоном. Сегодня здание возрождают волонтеры.

Кроме имений в Рыбинске, Батырев скупил более 960 десятин земли – в Романово-Борисоглебском, Пошехонском и Рыбинском уездах. При этом краеведы называют его «средним по богатству рыбинским купцом». Выше второй купеческой гильдии он никогда не поднимался.

На благо общества

Деятельный и неравнодушный Батырев активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью, его постоянно выбирали гласным Рыбинского земства и депутатом Рыбинской думы.

Он возглавлял французское человеколюбивое общество и сиротский суд, который помогал вдовам и сиротам распоряжаться своим имуществом.

Немалую лепту Батырев внес в расширение Николаевской богадельни, где жили пожилые горожанки, – сегодня это дом № 36 на ул. Большой Казанской.

В 1900 г. на его средства возвели двухэтажную каменную пристройку к зданию.

На верхнем этаже устроили молитвенную комнату с иконостасом, церковной утварью, облачениями для свершения треб. Со двора на второй этаж вело парадное крыльцо с каменной лестницей. На обоих этажах устроили теплые ватерклозеты на радость пожилым обитательницам.

За заботу о нуждах богадельни Батырев получил благодарность императорского человеколюбивого общества.

Сохранилась нижняя часть креста над молитвенной комнатой Николаевской богадельни

Батырев охотно покровительствовал церкви, за пожертвования храмам ему несколько раз было преподано архипастырское благословение. Так, церковь Иверской Божией Матери в селе Александровском получила от него колокол и 1000 рублей.

А церковь села Михальцева Романово-Борисоглебского уезда – землю в количестве десятина и 1200 кв. саженей. Земля предназначалась для строительства училища и размещения кладбища при храме. Кроме того, Батырев выступил с инициативой строительства домовой церкви при мужской гимназии.

За общественные заслуги Батырев имел награды: золотые медали на Владимирской и Александровской лентах, орден Св. Станислава 3 ст.

Большая Казанская. дом 36. здание Николаевской богадельни сегодня

Завещание

Все земли Николай Батырев завещал продать, а деньги передать детям. Об этом Батырев просил своих душеприказчиков – рыбинских купцов И.А. Попова и Д.К. Волнухина. Предполагалось, что деньги пойдут на оплату его долгов, 10% оставшегося капитала израсходуют на благотворительность, а остальное разделят между детьми поровну.

61-летний Батырев скончался в 1912 году, его похоронили на Старом Георгиевском кладбище, рядом с супругой Марией Яковлевной, рано ушедшими сыновьями Александром (33 года) и Николаем (28 лет).

От большой семьи остались младшие дети – Надежда (26 лет) и Яков (21 год).

Яков Батырев, Надежда Батырева и ее супруг Евгений Сигсон (фото Георгия Сигсона)

Владелицей дома № 39 стала Надежда, бывшая замужем за Евгением Сигсоном. Дом № 46 достался Якову, как и лавки на Волжской набережной. Разделил он между детьми и имущество, в том числе золотые, бриллиантовые и серебряные вещи. Дочери достались рояль «Беккер», картина «Моисей», шитая шелком, альбом в серебряных крышках, преподнесенный московскими купцами. Впрочем, Надежда Сигсон пережила отца всего на два года.

Завещание Батырева отличается оригинальностью. Унаследованную недвижимость Надежда не могла продать до достижения 40 лет, а Яков и вовсе до 50 лет. Доход, получаемый с недвижимости, попадал напрямую в банк, дети получали лишь проценты с этих вкладов.

Краеведы предполагают, что Николай Васильевич не верил в деловые качества отпрысков, боялся, что они быстро спустят капитал, приобретенный им большим трудом. И таким образом надеялся обеспечить им достойную, хоть и не разгульную жизнь.

Надежда Батырева и ее супруг Евгений Сигсон (фото Георгия Сигсона) 

Не забыл Николай Батырев в духовном завещании и рыбинские храмы — каждому он завещал по 100 рублей. Полтысячи рублей досталось церкви села Парфентьева Некоузского уезда, где родились его родители. Дорогой сердцу Николаевской богадельне он выделил 300 рублей – на живопись в молитвенной комнате. Каждая призреваемая старушка получила по серебряному рублю.

Всем племянникам и племянницам, знакомым, слугам достались суммы от 50 до 500 рублей. Мариинской гимназии он передал деньги на именные стипендии.

Советская власть отобрала у Батыревых дома номер 39 и 46. Яков доживал на даче в Заволжье, которую его отец построил на купленной у Михалковых земле. В 1930-х годах эту дачу продолжали называть Батыревской.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Горожанин 12:38 | 30 июня 2024

Какой купец, когда вчера желтый автобус сгорел. Вот о чем писать надо. Об этом происшествии уже написали все кому не лень, только рыбинские издания молчат.

Любопытный 12:44 | 30 июня 2024

Спасибо, было очень интересно. Какой то злой рок витал над семьёй, однако… Надеюсь, у рано ушедшей фотогеничной Надежды и жертвы экспроприации Якова остались наследники? А дача ещё стоит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме