Еще 17 апреля рыбинские поисковики установили свои палатки в районе деревни Мостки, за неделю до официального открытия Вахты памяти-2014 в Новгородской области. Вместе с Александром и Надеждой Савельевыми, Дмитрием Харитоновым в поисковых работах на местах боев Волховского фронта в составе отряда «Гвардия» участвовала и наш корреспондент Марина Морозова.
Сержант Чумаков
В этом году новгородская поисковая экспедиции «Долина» памяти Н.И. Орлова собрала более 1700 поисковиков — 105 отрядов из 16 регионов России, а также Казахстана и Белоруссии. Перед большим лагерем в Мостках рядом с российским и белорусским в небо взвились флаги новгородских отрядов «Гвардия» и «Шкраб», «Связь времен» из Республики Коми, ярославской «Высоты-76», барнаульской «Памяти». В этом боевом созвездии уже восьмой год по праву реет и флаг Рыбинска.
Наша прошлая апрельская вахта тоже прошла у Мостков. Тогда за две с небольшим недели были обнаружены и подняты останки 170 погибших солдат и офицеров. Казалось бы, местность в округе исхожена вдоль и поперек не один раз. Но после изучения военных документов был сделан вывод о необходимости расширения зоны поиска.
Сначала его вели по обеим сторонам питерской автотрассы, вдоль железной дороги, в районе бывшего лесопункта и 28-29-го километра, где хорошо прослеживается линия немецкой обороны. Здесь множество воронок, и каждый метр на полянах между ними, сплошь покрытых нежными первоцветами, звенит осколками, россыпями патронов — и наших, и немецких, ракетницами, гильзами снарядов, ржавыми гранатами и минами, обрывками колючей проволоки.
За Мостками в направлении на Малую Вишеру в одной из воронок сыктывкарские поисковики обнаружили останки сразу пяти человек, и среди них — один медальон, в котором прекрасно сохранился вкладыш. Удалось прочесть: Чумаков Федор Никитович, 1916 года рождения, Саратовская обл., Чапаевский р-н… К сожалению, этот вкладыш оказался единственным уцелевшим документом, найденным за апрельскую вахту. Еще два медальона оказались пустыми, один переделан в мундштук.
На дне воронок
Матерая поисковая разведка, вооруженная специальными длинными крюками — инструментом для обследования глубоких воронок, отправилась на поиски за Мостки, где большая лесная территория покрыта множеством огромных «кратеров», образовавшихся после немецких бомбежек с воздуха. Под массивными глиняными подушками заплывших воронок сразу удалось установить провалы с останками погибших, и, чтобы поднять их с глубины, разведка запросила поддержку молодежных составов. Накануне ярославский отряд «Высота-76» и новгородские гвардейцы уже подняли бойцов.
29 апреля совместный десант рыбинцев, ярославцев, новгородцев и сыктывкарских поисковиков исследовал еще две глубокие воронки диаметром три и более метра. Раскоп вели послойно, откачивая ведрами воду, постепенно с помощью ножа извлекая из грунта останки тел, истерзанных осколками разорвавшихся бомб и сваленных друг на друга.
Технология раскопа в отрядах отработана четко — у каждого свое назначение, своя специализация: мужчины берут на себя разведку, а также тяжелую разработку грунта лопатами, а потом выносят за плечами мешки с останками. Женщины — кропотливую работу в воронке мелким инструментом — замечу, в очень холодной воде… Работа ведрами на откачке воды — дело общее. А наверху все останки женскими руками отмываются от глины и укладываются в мешки. В каждой из воронок оказалось по шесть погибших. Но в обеих не нашли ни медальонов, ни оружия, ни личных вещей, которые могли бы раскрыть тайну имен убитых бойцов, многие были даже без обуви и шинелей…
Уже вернувшись с вахты, рыбинец Александр Савельев напишет в своем эссе: «Раннее утро. Костер. Туман над Полистью. Верная собака рядом. Соловьиная тишина. Роса на пожухлой траве… И незримое присутствие тех, кого ты еще не нашел. Они здесь, с тобой, у твоего костра. Смотрят на тебя травой и деревьями.
И ждут…»
Домой рыбинский поисковик привез памятную награду — медаль «15 лет специальной группе разминирования» от Новгородского областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство». Сколько за 7 лет поднято из чрева земли смертельного металла? Да кто ж считал…
Автопробег в гостях у поисковиков
27 апреля в Москве, на Поклонной горе, стартовал Всероссийский патриотический автопробег «По дорогам Великой Победы». Участники автопробега разделились на две части: северную и южную. Автомобили южной колонны, посвященной 70-летию освобождения Крыма, дошли до Севастополя. Маршрут северной, посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда и освобождения Новгорода, завершился в Кронштадте. А по пути в Санкт-Петербург «северяне» заехали в Мостки. В экипажах — целые семьи с маленькими и взрослыми детьми, друзья, коллеги, для которых история своей страны, история Великой отечественной не пустой звук. Среди них — и гражданские, и бывшие военнослужащие, прошедшие Афган и горячие точки Северного Кавказа. У кого-то здесь пропали без вести прадеды. По пути участники автопробега побывали на воинских мемориалах, в городах воинской славы.
В лагере поисковиков их встречал командир отряда «Гвардия» Александр Орлов, один из самых авторитетных командиров поискового движения России. Затаив дыхание, гости слушали его рассказ о трагической судьбе 2-й ударной армии, которая, попав в жестокое окружение противника, в лютые морозы, в непролазных болотах, голодная, под постоянными обстрелами с земли и воздуха воевала до последнего, потеряв значительную часть личного боевого состава убитыми, умершими от ран и болезней, попавшими в плен. Но сумела сохранить боевое знамя и закончила свой путь под Кенигсбергом. Гости засыпали Орлова множеством вопросов, в том числе и по технологии поиска, о поисковых инструментах, главным из которых Орлов считает самый простой щуп — стальной прут с длинной деревянной ручкой: «Щупом работаешь, как хирург скальпелем, определяя по звуку, по касанию, что под ним — камень, дерево, кости, шинель, патроны, осколки…»
Когда беседа была в самом разгаре, в лагерь заехали поисковики из Малой Вишеры, которые поспешили рассказать о своей находке — медали «За боевые заслуги» с номером на обратной стороне, который позволит определить ее владельца, погибшего в районе Мясного бора. Еще один герой войны будет установлен.
***
По данным поисковой экспедиции «Долина», останки почти 200 погибших воинов, найденных в ходе апрельской вахты, были захоронены 8 мая на мемориальном комплексе в Мясном Бору.
Марина Морозова