На прошлой неделе состоялась первая расширенная пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева. Глава государства встретился с представителями 807 средств массовой информации. Ярославскую область представляла главный редактор «Рыбинских известий» Анна Бушманова
— Анна Валерьевна, какое впечатление произвело на вас мероприятие с участием Президента России?
— Скажу честно, в течение трех лет президентства Медведева журналисты, избалованные традиционными путинскими пресс-конференциями, такой встречи ждали, но Дмитрий Анатольевич предпочитал более узкий формат, встречаясь с коллективами отдельных средств массовой информации. Для нас — муниципальных СМИ — он был практически не доступен. Хотя у меня в свое время была возможность пообщаться с ним в 2007 году на медиафоруме «Единой России». Дмитрий Медведев в то время занимал должность первого заместителя председателя Правительства и был открыт для общения с прессой. Свою, можно сказать, мальчишескую непосредственность в общении с журналистами он за это время не утратил, что и продемонстрировала состоявшаяся пресс-конференция.
— У вас есть возможность сравнивать путинскую и медведевскую…
— С участием Владимира Владимировича это было более «тяжелое» мероприятие. Не физически, хотя каждый год он уверенно шел на временной рекорд, а морально. Фактически это был своего рода экзамен и для журналистской аудитории. Попытки подловить на том или ином вопросе были чреваты язвительными замечаниями. Ведь, что греха таить, некоторые представители нашей профессии предпочитают пройтись по верхам, собрав скандальные сливки, не углубляясь в суть проблемы. Владимир Путин такого подхода не прощал, так что моральный дискомфорт на подобных мероприятиях присутствовал. Но вместе с тем путинские пресс-конференции были более информативными и более содержательными в части постановки задач, обсуждения проблем. Здесь же этого не произошло. Не было вопросов, касающихся таких «больных» сфер, как ЖКХ, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, тех, которые интересуют большинство жителей страны. Глобальная политика, да, это хорошо, но представители большинства СМИ предпочли бы поговорить о более «земных» проблемах. Не зря медиасообщество в большинстве своем отреагировало негативно на вопросы, которые были заданы в ходе пресс-конференции, порекомендовав выступавшим журналистам даже сменить профессию. В этом предложении, конечно, палку перегнули, но все же основания для таких жестких высказываний были. В целом же атмосфера была очень доброжелательная. К сожалению, даже у тех, кто следил за этим мероприятием в прямом эфире, не было возможности видеть то эмоциональное мимическое общение, которое позволил себе президент. Этим он снял все барьеры, продемонстрировав свою близость к народу, этакого «рубаху-парня».
— Обычно говорят, что такие мероприятия заранее срежессированы, а все вопросы розданы нужным людям.
— Конечно, предполагаю, не без этого. Но все же задать вопросы была возможность и у журналиста не из, так называемого, кремлевского пула. Если у Путина большую часть пресс-конференции вел пресс-секретарь, который, естественно, отдавал предпочтение знакомым лицам, а потом уже сам Владимир Владимирович брал инициативу в свои руки, то Медведев сам модерировал диалог. Правда, Дмитрий Анатольевич взял на подмогу iPad, который позволял сориентироваться в ситуации. Ведь более двухсот вопросов журналисты задали предварительно по электронной почте.
— Какой вопрос был задан президенту от Рыбинска?
— Учитывая, что местом пресс-конференции на этот раз был выбран не Кремль, а Московская школа управления «Сколково», наиболее актуальным показался вопрос на тему образования, касающийся завершения строительства школы № 12 на Скомороховой горе. «Местечковая» на первый взгляд проблема имеет общероссийское звучание. Для того чтобы сделать на ее базе многофункциональный учебный центр, требуется порядка 200 млн. рублей. Этот проект по-настоящему инновационный и уникальный не только для региона, но и для страны. Без поддержки федеральных властей инноваторам на муниципальном уровне не обойтись…
— Интернет-СМИ активно обсуждали то, насколько креативно журналисты заявляли о себе, привлекая внимание Дмитрия Медведева. Прозвучала здесь и тема Рыбинска.
— Опыт участия в четырех пресс-конференциях Путина не прошел даром. Главная задача журналиста на таком мероприятии — чем-то выделиться, так как для человека с трибуны все в зале на одно лицо, пестрая масса. Помню, когда приехала первый раз в Кремль, растерялась: многие достали плакаты с темой вопроса, названиями городов, СМИ. Тогда пришлось экстренно мастерить свой из подручных средств. На обложке подаренного участникам календаря писать название города… губной помадой. Поэтому без домашней заготовки на таком мероприятии не обойтись. Правда, за эти несколько лет технологии ушли вперед, и некоторым журналистам на помощь пришли iPad, нетбуки, на экранах которых в разных цветах переливались названия городов и СМИ. Я же решила взять с собой сувенир из серии «Рыбинские рыбы». Хотелось привлечь внимание чем-то необычным и символизирующим город. Нужно сказать, Дмитрий Анатольевич нашу рыбку заметил сразу, заулыбался, благо место мне досталось фактически перед самой трибуной на втором ряду.
— Пресс-конференция проходила в Сколково. Что интересного там показали?
— Дмитрий Медведев возглавляет попечительский совет бизнес-школы и не равнодушен к этому проекту. Видимо, не зря он упоминал о своем желании после окончания президентского срока, правда, не раскрыв секрет какого по счету, попробовать себя в качестве ее преподавателя.
В Сколково проходят дискуссии с участием известных политиков и даже шоуменов. Если перечислять всех, то боюсь утомить наших читателей. Это и Кондолиза Райс, и Арнольд Шварценеггер, и бельгийский принц Филипп… Патронируют школу российские олигархи. В общем, посмотреть на место, которое практически закрыто для простого обывателя, было, безусловно, интересно. Нам показали и аудитории, оснащенные по последнему слову техники, со стенами, на которых можно писать, как на доске. Мы даже приложили свою руку, до граффити, правда, дело не дошло, ограничились надписями из серии «здесь был…». Конечно, в Сколково создано все для того, чтобы учиться, жить, отдыхать. Спортивные залы, бассейн, выставочный зал… При знакомстве с этими объектами опять вспомнился недострой 12-й школы, ведь и у нас она заложена практически по такой же схеме с широкими возможностями для дополнительного образования, ну чем не рыбинское сколково?
Кстати, из увиденного. В одном из секторов школы находится дерево Мечты, на котором обучающиеся могут оставить свое заветное желание. С некоторым трепетом подошли к нему в надежде узнать, каковы амбиции будущих и настоящих российских и зарубежных топ-менеджеров, политиков, экспертов. И сразу же на глаза попался стикер с текстом: «Хочу в 2011 году выйти замуж за влиятельного и состоятельного мужчину». Как говорится, комментарии излишни. Здесь, как и везде, учатся разные люди с вполне человеческими желаниями.
— Вернемся к самой пресс-конференции. Какие из заданных вопросов были бы интересны нашим читателям?
— Думаю, что те, кто следит за общественной жизнью страны, уже успели ознакомиться с ними в ходе телевизионных трансляций и по многочисленным публикациям в федеральных СМИ, в том числе со стенограммой пресс-конференции. Поэтому, наверное, имеет смысл остановиться на наиболее общих.
Так, президента спросили о том, не пора ли вернуться к схеме выборности губернаторов. Дмитрий Медведев прокомментировал эту тему так: «Я считаю, что в настоящий момент процедура в большей степени соответствует интересам нашего государства. У нас есть много внутренних противоречий и скрытых, латентных конфликтов… Я считаю, что в ближайшей перспективе, в обозримом будущем эту процедуру было бы правильно сохранить в том виде, в котором она есть, потому что она позволяет достаточно эффективно управлять государством. Не рассаживать удобных людей, а именно управлять государством. Но я допускаю, что через какое-то количество лет, во всяком случае, если не мною и не теми, кто, допустим, будет работать в ближайшие 10-15 лет, эта процедура может быть и изменена».
Затронул Медведев и обсуждающуюся в последнее время тему техосмотра. По его мнению, «нужно вывести его из-под полиции и сделать это максимально простым способом, объединив вместе с техническим обслуживанием и заключением договора страхования автогражданской ответственности».
Новые автомобили, по мнению Медведева, вообще не надо осматривать. Для имеющих возраст от трех до семи лет ограничиться одним разом в год. Ну а после семи лет осмотр должен стать ежегодным.
За автомобильной темой последовала и бензиновая. Журналисты поинтересовались, какие действия предпринимаются для того, чтобы сбить рост цен на ГСМ. «Правительство имеет все полномочия и должно стараться сбивать цены на бензин. Сговоры должны пресекаться», — сказал президент, подчеркнув, что «правительство имеет все инструкции, чтобы с этим справиться» (правда, это почему-то до сих пор не произошло…).
Отвечая на вопросы, Дмитрий Анатольевич демонстрировал компетентность в разных темах, но это не помогло ему избежать каверзного вопроса о том, насколько адекватно он воспринимает мир. Журналист, выезжавший в составе президентской делегации что называется «в поля», поделился своими впечатлениями: «У меня была уникальная возможность посмотреть на мир глазами президента, — отметил он. — Знаете, мне мир этот очень понравился, он был почти идеален. И я потом недели две отвыкал…» Но розовые очки, как заявил Медведев, он не носит: «Мне как президенту повезло, потому что я получаю информацию не только из дайджестов, которые заботливыми руками делает администрация президента, но и непосредственно от людей через сеть, через блоги, через твиттер, через любые другие ресурсы. И, как вы знаете, там режут правду-матку. До меня этого никто не смотрел, потому я уверен, что не оторвался от «земли»… И я считаю, что так должен будет поступать любой другой руководитель, который придет после меня, потому что таковы законы информационной жизни в сегодняшнем мире».
А вот интрига, будет ли Медведев выдвигать свою кандидатуру на грядущих президентских выборах, так и не была снята. Делиться своими планами Дмитрию Анатольевичу показалось преждевременным. Однако о своих достижениях и неудачах он рассказал: «К очевидным удачам и важным достижениям этих трех лет я хотел бы отнести то, что, может, в самый сложный период развития нашей страны за последние 10 лет, в период глобального финансового кризиса, роста безработицы мы не потеряли нить развития страны. У нас сохранились все основные программы. Не произошло драматического ухудшения положения людей. Наоборот, мы достаточно быстро восстановились и двигаемся вперед…
Ну, а неудачи, недостатки… Я думаю, что здесь ответ очевиден. Мы не смогли и не добились кардинального улучшения положения наших людей. Мы развивались, но развивались не так быстро, как нам бы хотелось, мы занимались решением социальных вопросов, но у нас еще очень много проблем. У нас высока бедность, у нас есть люди, которые живут за границей. Это очень серьезная повестка дня. Мы не смогли диверсифицировать ситуацию в экономике так, как нам бы хотелось. Мы не смогли уйти от сырьевого роста, мы не смогли изменить в достаточной мере инвестиционный климат. Это не повод для того, чтобы предаваться унынию, но это повестка дня для будущей работы». Ну и, соответственно, тема для следующих встреч с прессой.
Коснулся Дмитрий Медведев и темы русского языка, и роли СМИ в его пропаганде. «От того, на каком языке говорят наши средства массовой информации, зависит и язык наших детей, язык будущего, — подчеркнул Дмитрий Анатольевич. — Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы все мы старались использовать грамотную и очень красивую российскую речь, наш родной русский язык, и популяризовать, и пропагандировать его». Со своей стороны как журналисты мы полностью поддерживаем президента страны.