Почти год предприниматель Константин Лапидус руководит Координационным советом (КС)по малому и среднему бизнесу при главе Рыбинска. О самых актуальных проблемах рыбинского бизнеса, о роли совета в их решении мы беседовали в день открытия 18-го Санкт-Петербургского международного экономического форума. Сегодня известно, что на форуме были обозначены актуальные вопросы развития российской экономики и, что особо важно, экономики регионов. Один из ключевых моментов — снижение издержек бизнеса в создании новых предприятий и освоении новейших технологий за счет государственного участия.
— Как изменилась работа Координационного совета в последнее время?
— Скажу сразу: изменения к лучшему есть. Мы плотно поработали со СМИ, Интернет-порталами, сайтом городской администрации с тем, чтобы заявить о совете как можно более широкой аудитории, и в первую очередь предпринимательской. С апреля мы открыли приемную, которая работает в помещении Рыбинской торгово-промышленной палаты каждую первую и третью среду месяца с 9 до 13 часов. Любой представитель малого и среднего бизнеса может обратиться с вопросами, предложениями, своими проблемами. Впрочем, мы открыты для контакта и в другие дни, я готов к общению.
Мы сразу взялись за проработку самых актуальных проблем, в решении которых крайне заинтересованы и город, и предпринимательское сообщество. К примеру, развитие въездного туризма. И в первую очередь — строительство нового современного причала, способного принимать большие круизные теплоходы…
— Эта тема поднималась еще год назад, но так и осталась без перспективы реального воплощения.
— В этом году дело сдвинулось с мертвой точки — была создана рабочая группа, которая капитально работает в этой теме. Администрация города рассмотрела конкретные предложения по строительству стационарного причала, в том числе питерской фирмы «Конт». Сейчас решается вопрос о выделении земельного участка под строительство. Есть уверенность в том, что следующую навигацию Рыбинск откроет с новым причалом.
— А почему вопрос не решался раньше?
— Я считаю, что мешали стереотипы в представлении о том, каким должен быть причал. Преобладала позиция, что он должен повторить старый дебаркадер, который был визитной карточкой города. Но, по моему мнению, это не главное. Причал, который проектируется сейчас, без особых архитектурных изысков, но он будет надежным техническим сооружением для приема всех типов теплоходов.
У питерской фирмы большой и давний опыт работы с теплоходными компаниями. Такой же причал построен и уже работает в Тутаеве.
— Это даст городу какие-то новые возможности?
— Развитие въездного туризма рождает большой спрос на создание частных музеев — самобытных, оригинальных, которые смогут сами зарабатывать на свое существование. Сейчас в Рыбинске пока единственный частный музей Нобелей, который открыли Андрей Родин и Владимир Рябой, но посмотрите, какой он вызывает интерес у тех, кто приезжает в Рыбинск! Я уверен, что в нашем городе более чем достаточно интереснейших тем, и предприимчивые увлеченные люди обязательно ответят предложением на этот спрос. Здесь важно, чтобы администрация пошла навстречу таким предпринимателям и нашла возможность выделить под частные музеи помещения на долгосрочной основе и безвозмездно, потому что такую аренду начинающему бизнесу просто не осилить. Рабочая группа этот вопрос уже обсуждает с руководством города. Тем более прецедент есть — бывшая усадьба Наумовых передана в руки частного инвестора в безвозмездное пользование на 49 лет. Здесь скоро будет создан музейный комплекс, связанный с темой купечества и предпринимательства.
— Простая формула «время — деньги». Год назад вы заявляли о том, что бизнес несет огромные потери времени при получении разрешительных документов на строительство. Понятно, что масштаб у этой проблемы — общероссийский. Но можно ли изменить ситуацию в конкретном городе Рыбинске? Или все это зависит от федеральных властей, законов и законодателей?
— Уверен, что многое можно изменить на местах. Мы создали специальную рабочую группу, которая уже несколько раз проводила совещания с участием департаментов архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений, и они с готовностью приняли наши предложения. Сейчас мы изучаем досконально действующий механизм согласований, чтобы сократить сроки прохождения документации, принятия постановлений. Оба департамента — в одном здании, на одном этаже и могут работать по конкретному обращению инвесторов параллельно, пользуясь единой базой. Департамент архитектуры сейчас готовит свой проект сокращения почти вдвое сроков согласований по заявкам инвесторов.
— Одна из целей Координационного совета — правильно сформулировать и озвучить проблемы предпринимателей именно на том уровне власти, который ответственен за ее решение. Но достучаться до федеральных властей крайне трудно, на это уходят не просто годы — целые десятилетия. Банальное «единое окно» так и осталось только словами. Может ли предпринимательское сообщество, которое сполна испытывает на своей шкуре негативное влияние непродуманных, недоработанных законов, принятых Госдумой, участвовать в законотворчестве?
— Может. И эта возможность появилась у нас с введением Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В Ярославской области им назначен Альфир Бакиров, и я стал его общественным помощником.
В первую очередь мы намерены проработать новый федеральный закон № 44-ФЗ о госконтрактах — он явно «сырой», содержит массу перекосов и противоречий. Предпринимателей этим законом зажимают все больше и больше, даже в сравнении с прежним законодательством. В ближайшее время мы создадим рабочую группу и будем работать над поправками в него, которые передадим через нашего бизнес-омбудсмена президенту страны.
Простой пример: контракт на проектирование объекта в Ярославской области нередко выигрывает фирма, к примеру, из Сибири, все имущество которой стул и ноутбук. Она, не выезжая на место строительства, по каким-то старым лекалам и шаблонам рисует проект. Потом все это разыгрывается на тендере и ложится на подрядчика, которому эту ахинею приходится воплощать в жизнь. Так, на месте выясняется, что, например, имеющиеся коммуникации не позволяют вписать новый объект в конкретный район города. Вопросы к проектировщику?
А его и след простыл… И уже нет авторского надзора. Это тоже упущения 44-го закона.
Или взять 315-й закон — о саморегулируемых организациях (СРО). По 44-му закону мы должны вносить средства в обеспечение заявки на участие в госконтракте. Если выигрываешь конкурс, нужно вносить средства уже в обеспечение контракта. Но по 315-му закону я как член профессиональной СРО в сфере строительного бизнеса внес туда полмиллиона рублей компенсационного фонда. И что получается — законодатель сам не верит тому, что прописывает в своих законах? Зачем нам СРО, которая, формируя компенсационный фонд, отвечает за мою деятельность и выполнение моего контракта, если мы все равно платим средства в его обеспечение? И наоборот. Выглядит так, что малый бизнес вообще выживают из строительного бизнеса. Мы ведь еще ежемесячно платим взносы в СРО. Но посмотрел в интернете — из компенсационного фонда СРО не сделано ни единой выплаты! И где эти деньги — это же огромные средства? СРО вроде и несет ответственность, вроде и не несет. Но тогда, может, лучше перейти к страхованию? Есть объект, который ты страхуешь, — тогда отпадает СРО в том виде, в каком она есть. Когда были лицензии, контроля было больше, потому что их выдавала местная администрация, которая всегда могла проверить застройщика. А где СРО? Да тебя там и не знают и не ведают, что ты строишь и как… Опять же, зачем обеспечение контракта, если страховая компания уже покрывает твою ответственность, поскольку контракт застрахован?
И таких нюансов в новых законах очень много. Поэтому мы рассчитываем, что за счет уполномоченного сможем быстрее донести мнение бизнеса до руководства страны. В феврале 2014 года Альфир Бакиров провел круглый стол с участием предпринимателей, были подняты системные проблемы малого и среднего бизнеса в Ярославской области и по каждой даны конкретные предложения для их решения, и в первую очередь по изменению конкретных статей федеральных законов. Они вошли в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту РФ Владимиру Путину по итогам 2013 года. Эти документы можно посмотреть на сайте — www.ombudsmen-yar.ru. Вопрос — какие последуют инициативы Президента и правительства РФ и как скоро?
— Какая самая серьезная проблема в российском предпринимательстве?
— Это нехватка оборотных средств, недоступность длинных кредитов по доступным процентам. Для малого бизнеса или начинающего предпринимателя это вообще нереально — кредитоваться под 25%! Сейчас рентабельность такую поискать… Выходом могли бы стать технопарки, как у нас в Копаевской промзоне. Но такой технопарк должен изначально иметь подведенные коммуникации. Именно так делается в зарубежных государствах, в том числе и в Китае. Предприниматель только строит помещение. А у нас технопарк — только земля, коммуникации строишь сам и за техническое подключение отдаешь огромные деньги ресурсникам. Какое тут развитие? Только гиганты бизнеса могут себе это позволить. Город с его бюджетом не может создать себе полноценный технопарк. Поэтому требуется заинтересованное и обеспеченное инвестициями участие государства.
Ну и последнее. Социальные налоги привели к закрытию многих предпринимателей, а сейчас они снова растут. Да и планировать бизнес наперед трудно, потому что никто не знает, что будет завтра, какие решения будут приняты правительством, какие последуют налоговые нововведения.
Для развития регионов нужно снижать издержки бизнеса.
На панельной сессии «Индустриализация: инструмент экономического роста» Петербургского международного экономического форума министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что для развития регионов государству необходимо способствовать снижению издержек бизнеса. В первую очередь это транзакционные издержки — подключение к сетям, доступ к ресурсам производства, оформление земельных участков, налогообложение, таможня и т.д. Сегодня, по словам министра, они могут достигать 30-35 процентов. Улюкаев заявил, что его ведомство уже вырабатывает планы для реализации этой инициативы. Необходимо снижать предпринимательскую плату, отметил он.
Помимо этого, качество работы бизнеса зависит от инфраструктуры. По словам министра, в этом году Минэкономразвития выделит 2,5 миллиарда рублей на решение задач инфраструктурного развития регионов.
Марина МОРОЗОВА