«Рыбинская купчиха», «Бабушка, внучка и жучка», «Ярославские ребята», «Балда и поп», «Барбос. Хулиган», «Девушка с цыпленком»… Сценки из жизни и типажи фигурок авторства Юрия Львова и сегодня поднимут настроение, вызовут улыбку.
Статуэтки Львова знакомы, без преувеличения, каждому советскому человеку. Наивные и яркие, будто мультяшные, бытовые и сказочные, ироничные и чуть печальные. А главное, очень узнаваемые, их не спутаешь ни с фигурками других авторов, ни с работами других эпох.
В мелкой пластике Львова есть отблеск оттепели – с ее простотой, оптимизмом, поиском новых форм. И главное, духом свободы. Мыслимо ли еще лет 10-15 назад создавать не программных лыжников и стрелков, а выпивох за столиком рюмочной или сплетничающих кумушек. И делать это с явным любованием, а не стремлением высмеять, осудить.
— Фарфор Юрия Львова ярко отражает эпоху оттепели. Это иной стиль по сравнению с фарфором соцреализма, который всегда тяготел к большой пластике, статуэтки которого иногда напоминали монументальные статуи, отличались ярко выраженным натурализмом. А у Юрия Львова это стилизация, напоминающая мультипликацию 1960-х, и сцены, которые кажутся незначительными, — пишет искусствовед Кирилл Светляков.
Сюжеты для скульптур художник брал из обычной жизни.
— Его мелкая фарфоровая пластика – энциклопедия советской провинциальной жизни в миниатюре. Он умел находить красоту и вдохновение буквально во всем, — сообщают коллеги Львова из ярославского Союза художников.
Вот человек моется в ванной, вот спрашивает дорогу или заглядывает в открытый дорожный люк, вот рыбаки хвастают уловом, а молодая семья чинит телевизор с помехами. Львов акцентировал внимание на частной жизни советского человека, что раньше было попросту немыслимо.
— Например, милиционер очень заботливо показывает пешеходу дорогу. Здесь появляется момент иронии, которая выдает любовь и внимание к событиям частной жизни, даже к микрособытиям. В сталинском соцреализме не было такого «неважного». Вернее, были важны только самые знаменательные события, имеющие отношение к государству. А здесь важен каждый эпизод. Он может быть частью отдельной истории, или смешной, или трагической, — продолжает Светляков.
Тяготеть к скульптуре, к выражению мыслей и чувств с помощью пластики Юрий Львов начал в юные годы. Родился он 29 августа 1936 года в Рыбинске, детство провел в деревне Болоново. Школьником занимался в рыбинской изостудии Дома пионеров, где руководила художница Мария Камчаткина.
По ее совету 19-летний юноша поступил в Костромское художественное училище, где год учился на живописца. Но увлечение лепкой и пластикой уже тогда было так сильно, что в 1956 году Львов перешел на скульптурное отделение Саратовского художественного училища.
В 1961 году его выпускная композиция «Высота» не только получила «отлично», но и экспонировалась на областной выставке. Отказавшись от заманчивых предложений саратовцев, наш земляк вернулся в Рыбинск.
И поступил работать на Первомайский фарфоровый завод в художественную лабораторию на должность художника-скульптора. Одними из первых его работ стали фигурки «Материнство» и «Яхта» – их приняли тепло и одобрили для массового производства.
За годы работы Юрий Львов создал более 150 произведений мелкой пластики, среди которых миниатюрные фигурки и целые серии произведений: «Ситуации на дорогах», «Художник за работой», «На улицах Бухары», «Бегущие по волнам», «Бытовые сценки». Все его скульптуры расписывала супруга – Надежда Исаева, главный художник ПФЗ.
Сегодня работы Львова хранят музеи Ярославля, Рыбинска, Ростова Великого, Рязани, Сергиева Посада, Челябинска, Мурманска, Нижнего Тагила.
Не столь известен Юрий Львов как монументалист. Для рыбинского моторостроительного завода он создал металлическую скульптуру «Сердце на ладони». А на Комсомольской площади исполнил памятник, посвященный ВЛКСМ, в соавторстве с художниками Александром Ждановым, Виктором Горюновым и архитектором Владимиром Богородицким.
Наш земляк ушел из жизни 29 сентября 2010 года.
Безусловно, талантливый самобытный художник, но вот зачем советскому человеку нужены были на полке детали его частной жизни, если он и так в ней жил? Тема ремонта бытовой техники или как сообразить на троих и так были без малых пластических неотъемлемой и не самой приятной частью жизни советских граждан, да те же сплетницы всегда только раздражали. К тому же тема секса в СССР художникам совсем не раскрыта, несмотря на «оттепель»:)