13 сентября в Рыбинске откроется первый фестиваль федерации киноклубов «Волна». Это грандиозное событие стало возможным благодаря инициативе нашего киноклуба «Современник». В программе фестиваля — лучшие образцы современного отечественного кино. Вишенкой на торте станет «Человек с фотоаппаратом» 1929 года.
О фестивале и значении киноклубов беседуем с искусствоведом Ниной Кочеляевой, президентом Федерации киноклубов России, начальником отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК.
— Нина Александровна, сколько сейчас в России киноклубов? Насколько активную работу они ведут?
— По статистике отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИКа, в России действует более 130 киноклубов. Все они очень разные. Есть клубы, как рыбинский «Современник», где показывают и обсуждают фестивальное кино, проводят творческие встречи с режиссерами, драматургами и актерами.
Есть школьные киноклубы, которые занимаются техническим воспитанием подрастающего поколения, расширяют знания о кино. Такие организации созданы при некоторых вузах. Есть объединения, где смотрят только документальные фильмы.
Среди тематических киноклубов выделяется объединение при министерстве чрезвычайных ситуаций. Здесь организован просмотр фильмов о специфике работы спасателей.
Из всего многообразия наиболее интересны такие, как рыбинский киноклуб «Современник». Ваш клуб – один из старейших в России. В 2019 году он отметил 50-летие. За эти годы здесь сложился устоявшийся формат работы, когда заседания проводятся с приглашением создателей фильмов, в финале проходит обсуждение ленты. Такой формат — классика киноклубной работы.
Порой создается ощущение незримости деятельности киноклубов. Кажется, что их мероприятия – удел избранных. Это не совсем так. Представители Федерации киноклубов России — постоянные участники крупных кинофестивалей. Создателям лент мы вручаем призы от кинолюбителей, которые выбирают победителей в соответствии с собственным вкусом. Не всегда их мнение совпадает с видением жюри. Но это очень важный тренд, причем не только в России, но и за рубежом.
Мнение сообщества любителей кино очень важно для творцов, ведь именно для зрителей создаются произведения.
— Рыбинский «Современник» приучил зрителей к хорошему качественному кино, которое зачастую не увидишь на широком экране. А как происходит отбор картин, которые обычно демонстрируются в киноклубах?
— Идейные вдохновители «Современника» постоянно ездят на кинофестивали, отбирают картины, которые редко доходят до широких экранов. Такие связи с профессионалами из области кино важны и позволяют собирать точечную, нетривиальную программу показов.
Вообще ленты подбираются по-разному. Единой политики нет, в основном все зависит от руководителя организации. Если он предпочитает документальное кино, он будет работать с документалистами, обсуждать с единомышленниками именно такие картины. Если куратор выбирает классические фильмы, скорее всего будет тесно сотрудничать с Госфильмофондом.
В этом плане работа президента киноклуба чем-то схожа с трудом отборочной комиссии кинофестивалей. И те, и другие просматривают множество картин, большинство которых отсеивается. То, что доходит до экранов, – качественное кино, с которым можно знакомить зрителей.
— Почему такие ленты, тот же арт-хаус, не попадают на широкий экран?
— Причины разные. Нельзя сказать, что поклонники элитарных фильмов обделены. Для них есть арт-хаусные кинотеатры. В России их два: «Пионер» в Москве, «Аврора» — в Санкт-Петербурге.
Нужно понимать, что арт-хаус не всегда по вкусу массовому зрителю. Обычно людям нужны фильмы, на которых можно отдохнуть, получить эмоции. Интеллектуальное кино требует вдумчивой работы. Это совсем другой формат просмотра.
В кинотеатрах интеллектуальное кино не представлено широко еще и из-за прокатчиков, они опасаются, что картина не соберет кассу именно потому, что рассчитана не на массового зрителя, а на утонченного ценителя качественных фильмов. В этом смысле киноклубы занимают выгодную позицию, потому что показывают отличный от массового проката контент.
— В чем отличие фестиваля киноклубов от привычных масштабных смотров новинок мировой киноиндустрии?
— Основное отличие в том, что контент – это выбор любителей кино. Здесь я не могу действовать, как программный директор других фестивалей – настаивать на включении той или иной картины.
Если посмотреть на программу предстоящего кинофестиваля «Волна» в Рыбинске, она, безусловно, интересная. В ней есть несомненные шедевры. Например, отреставрированная версия «Человека с киноаппаратом» 1929 года Дзиги Вертова.
На фестивале покажут новый фильм современного режиссера Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао». У мастера, работающего с невероятной интенсивностью, есть свой узнаваемый почерк. В его картинах показаны простые вещи, но в итоге создается впечатление какой-то невероятной сложности и глубины.
Замечательно, что в программу фестиваля вошли и документальные фильмы. Например, «Огненный лис» режиссера Дмитрия Шпиленка. Этот фильм о жизни маленького лисенка в дикой природе с большим успехом шел в большом прокате.
— Какие темы сейчас волнуют умы создателей фильмов – драматургов, режиссеров, актеров?
— Может, было бы правильнее поставить во главу угла какие-то политические изменения, но на самом деле всех волнует одна извечная тема. Это любовь. Именно она — самый главный топик во всех фильмах, от блокбастеров до арт-хауса. Недавно я закончила подготовку фестиваля в Оренбурге, в том числе открытого конкурса российского кино «Сплетенные параллели». Там каждый конкурсный фильм о любви, о том единственном чувстве, которое заставляет нас творить, созидать, иногда разрушать, а потом снова начинать с нуля.
— Расскажите о новостях, которые в ближайшее время стоит ждать клубам кинолюбителей.
— Пока рано говорить о каких-то перспективах, которые вот-вот случатся. Сейчас мы с коллегами работаем над очень важной вещью – пытаемся разработать видеобиблиотеку для киноклубного показа. Это трудоемкий процесс, требующий времени и денег. Но было бы здорово создать такой банк качественных фильмов, где киноклубы могли брать ленты для показов в своих кинотеатрах.