Сегодня у «Финансового попечителя» 104 дома в разных районах Рыбинска. Их список пополнился, когда рыбинские УК стали отказываться от домов в плохом состоянии. И администрация обратилась к нам с просьбой помочь. Тогда «Финансовый попечитель» на добровольных началах взял три таких дома – откровенно убыточных. Например, мы себе в убыток содержим общежитие на Ленина, 158А. Какой уважающий себя предприниматель станет держать убыточную точку?
Мы первыми в Рыбинске создали УК, взяли тогда много кооперативных домов: в таких домах обычно люди хозяйственные, серьезные, работать с ними – одно удовольствие. Но сегодня, к сожалению, и среди наших собственников немало неплательщиков. Государство никак не помогает с ними бороться. Да еще и всегда готово покарать нас штрафами за малейшую недоработку. Но мы и так делаем все, что в наших силах.
У управдомов нет поддержки со стороны государства, большинство вопросов мы сами решаем с собственниками. Последним не нравится, что дома приходится содержать и ремонтировать полностью за их счет. Отсюда рост неплатежей, ветшание строений и упадок в жилищной отрасли.
Сегодня собственники задолжали нашей компании 44 миллиона рублей. Кто не платит, спросите? Это не старушки с пенсией в 15-17 тысяч – те как раз самые образцовые плательщики, как только 10 число, они бегут на почту. И семейные всегда дисциплинированные, они не играют с этим.
Не платят холостяки, молодежь, у которых много сил «бороться с системой», и наглость зашкаливает. Многие из них состоятельные люди. Не платят из принципа. Или есть другой случай: молодой мужчина взял машину в кредит за 6 млн, а вот за квартиру накопил уже 300 тысяч долга. «Не буду платить! И что ты мне сделаешь?» — заявляет он мне в лицо. И правда, ничего.
Государство не облегчает нам способы борьбы с должниками
УК запретили указывать фамилии неплательщиков на квитках ЖКХ. Скрыли персональные данные неплательщика, которые нужны нам, чтобы подать на него в суд. И даже через суд ты его не выселишь – только если сумма долга превысит стоимость квартиры, а это недостижимо. И если все же решишься на суд, выяснится, что поменяли правила: теперь в подобных делах судебные издержки ложатся не на проигравшего, а на подающего в суд.
Не устану твердить и про низкие тарифы. Давно говорю: нынешний тариф на текущий ремонт и содержание общего имущества, та самая строчка в квитанциях – СРЖ, не позволяет нам надлежащим образом обслуживать дома. Но увеличить его без согласия жителей мы не можем. А согласия никто не дает – все экономят.
Экономят, а потом ругают нас за плохую работу
А ведь от собственников зависит, повысится ли зарплата дворнику и уборщице, станут ли они чище убирать, появится ли лавочка перед подъездом и новая лампочка на площадке. Все хотят жить хорошо и ничего за это не платить. «Чтоб у нас все было, и чтобы нам за это ничего не было». Так не бывает.
Недавно на нас обрушилась новая напасть – кадровый голод. И раньше к нам шли неохотно, по остаточному принципу: непрестижно, да и не очень денежно. Но за последние пару лет я потеряла половину сотрудников: ушли на СВО и на заводы за зарплатой. Сегодня у меня даже нет главного инженера. В планах искать его среди студентов РГАТУ, среди будущих инженеров.
Из-за низкой собираемости платежей заметно просела подготовка к зиме – примерно на треть от прежних лет. Мы просто в безвыходном положении, нам остро не хватает средств и специалистов. Не смогли в полном объеме выполнить текущий ремонт кровли. Для промывки теплосистемы домов нужен специальный компрессор – он стоит немалых денег. Плюс ветхие трубы на некоторых домах могут не выдержать нагрузки от промывки.
И вот когда мы в столь сложном положении, из каждого угла слышны угрозы штрафами. Например, город намерен усилить контроль над состоянием тротуаров и крыш зимой. Надо понимать: пять с плюсом никогда ни у одной крупной УК не будет – у нас огромный жилой фонд, по нескольку сотен домов. Фронт работ слишком обширный. Пока здесь чистишь, там снегом засыпает. Мы с автовышки сбиваем сосульки на одном доме, а на другом они подрастают. И комиссия ДГЖН по закону подлости обследует именно дом, где только собираемся чистить крышу. Я понимаю, это про безопасность, но мы-то стараемся изо всех сил!
Или новые правила содержания дворов зимой. Раньше нас обязывали отодвинуть с тротуара верхний слой снега. Не верится, что нас хотят заставить чистить снег до асфальта. Сколько же работникам с их небольшой зарплатой и обширными площадями работы придется сил на это потратить!
Я так лишусь своих последних дворников!
Не спешите со штрафами, мы делаем все, что в наших силах. Мы развиваемся как можем. Закупили технику. Приобрели машину с манипулятором, которая может поднимать грузы до 7 этажа. Намерены брать капремонты тех же кровель – жители к нам обращаются, чтобы мы сами их делали, с нас хоть спрос есть потом.
Город не выслушивает наши чаяния и предложения. Занял жесткую позицию – будем требовать. А мы работаем в убыток. Ладно, у нас хотя бы есть техника: автовышка, трактора, оборудование для прочистки канализации. А если будут штрафовать УК, где есть только стол и стул директора, которые технику в аренду берут. Они лопнут, и с чем останутся дома? Как будут жители без обслуживающих организаций?
А ведь всегда можно найти общий знаменатель. Недавно мы общались с руководством «Рыбинской генерации» по подготовке к зиме – и довольно конструктивно. Я понимаю: постоянно меняются законы, требования, директора УК что-то упускают, недопонимают. Но специалисты РГ отнеслись к нашим недочетам спокойно, подсказали, как их устранить, мы уверили, что после приемки домов все постепенно доделаем.
Считаю, так и нужно сотрудничать.
И Генерация, и мы – заложники дряхлеющего фонда
Как они не могут разом все трубы поменять и в асфальт закатать, так и мы не можем разом сделать все и везде. Не можем удалить все сосульки со всех крыш сразу и навсегда. Мы делаем, стараемся. И даже если этого недостаточно – это не повод развязывать с нами войну.
Когда-то на XVI Форуме по жилищно-коммунальному хозяйству в Москве представитель ассоциации по коммунальной системе сказал: «Нам без жилищников не выжить – они принимают ресурс и доводят до собственника».
Жилищная сфера – это целая отрасль, где трудится большая часть населения, простые наши люди, они имеют такие же права и в том числе право на заработную плату. Но почему-то нас всегда путают с коммунальной системой, и наконец-то государство и бюджет решили помогать коммуналке – похвально. Жилищная отрасль не просит у государства, у местного бюджета ничего. Просто не душите и не мешайте!
В условиях негатива, нехватки кадров, низкой заработной платы жилой фонд может остаться без уборщиц, дворников, мусоросборщиков, слесарей, электриков, кровельщиков. И тогда наступит коллапс. А людям нужны чистый двор, подъезд, исправное оборудование. Прошу, остановитесь! Не хотите помочь, так хоть не мешайте.
Нина Чистякова, директор УК ООО «Финансовый попечитель»,
заслуженный работник ЖКХ России,
представитель Попечительского совета при Ярославской областной Думе по вопросам ЖКХ
Выход для частных предпринимателей в ук в условиях рынка один- поменя вид деятельности! » Вас никто не заставлял…» (c).
Вы создаёте свои компании чтобы тратить деньги кап.ремонта на покрытие стен профлистом. Упакуйте все полностью дома им А ветхое жилье стало не случайно. Годами ни чего не делали,а как появились деньги населения так все вокруг этой кормушки объявились. Фактически ничего не делается в домах для жильцов. За что платить. И все повесили на собственников. У них чего ,карман большой и пухлый.
Полностью с вами согласен. В копилку неси и громко не кричи.
Не убирают лестницы, коридоры, подъезд. Деньги только получаете и хорошо?