О семье без конфликтов и о психологических травмах поговорят в школе. Рассказываем о новинках образования: семьеведение и черчение, много истории, отмена телефонов
В школе новый предмет – семьеведение, его ввели во внеурочную деятельность учеников 5-11 классов. В рамках занятий предлагают обсуждать семейные традиции и ценности и не только. Поднимут темы самореализации, психологических травм и бережных отношений между парнями и девушками.
— Символично, что семьеведение ввели именно в Год семьи. Его первая задача – напомнить детям о важности семейных связей, об уважительных отношениях в семье, — поясняет Оксана Потапова, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения ИОЦ Рыбинска.
Казалось бы, зачем ребенку говорить о семье где-то еще, кроме семьи. Ведь у него есть пример перед глазами, он в ней живет, смотрит на маму и папу. Но не каждый пример идеален, уверены в Минобразования.
— Не у всех детей есть пример здоровых семейных отношений перед глазами, к сожалению. Родители конфликтуют, ссорятся, не уважают друг друга, может быть, выпивают, даже дерутся. Дети в забросе. Откуда им взять образец, как построить семью в будущем? – рассуждает Потапова.
Ученики 5-9 классов побеседуют о традициях в семье, о родственниках и важности общения с ними, об истории семьи, ее корнях. Обсудят, из чего состоит уют в доме: ежедневная рутина, быт – это важно, хоть сейчас им это и кажется скучноватым. Вспомнят, кто хлопочет каждый день, чтобы домочадцы были сытыми и чистыми. Затронут и семейный бюджет: из чего складывается, на что уходит, на какие цели копить. Острой темой станет психологический климат в доме: как важно услышать другого и отстоять свою точку зрения без агрессии, безболезненно выйти из конфликта.
Старшеклассники затронут те же темы, но более углубленно. Речь уже пойдет о нюансах первых лет жизни молодой семьи: какие трудности могут ожидать юную пару, как пережить разочарование, когда ожидания и реальность не совпали, как выходить из кризисов, не доводя до развода. Затронут и экономические моменты – поговорят, как работают соцслужбы, как государство поддерживает семьи, например, маткапиталом. На какие меры поддержки могут рассчитывать многодетные семьи, неполные семьи, семьи с приемным ребенком или ребенком-инвалидом.
— Узкие темы могут освещать юристы или психологи, школа может приглашать специалистов со стороны. Такие эксперты обычно очень хорошо воспринимаются детьми, — говорит Оксана Потапова. — А в основном семьеведение проводят классные руководители. Или советники по воспитанию подключаются.
За год предлагается освоить 34 часа (по числу учебных недель) – и школа сама решает, как организовать учебный процесс. Предмет факультативный: учителя проводят занятия раз в неделю — в рамках классного часа или Разговоров о важном. Оценок, контрольных и экзаменов не будет.
Телефоны и умные часы запрещены во всех российских школах – ученикам нельзя иметь «личные средства подвижной радиотелефонной связи» во время уроков. Теперь педагог не может просить школьников использовать телефон на уроке даже для образовательных целей.
В старшей школе некоторые предметы влились в другие, отдельно преподавать их теперь не будут. Так, астрономия стала частью курса физики, а право и экономика вошли в углубленный курс обществознания. Естествознание и экология интегрированы в программы биологии, физики и химии. Предмет «Россия в мире» дети изучат в рамках истории. Раньше эти предметы не были обязательными, а значит, темы, изучаемые на этих уроках, не включали в ВПР и ГИА, теперь все изменится.
Черчение теперь осваивают все ученики 5-9 классов. Минобразования поясняет: черчение развивает пространственное мышление, внимание, аккуратность. К тому же оно помогает в изучении других технических дисциплин: математики, физики, геометрии, архитектуры. В 10-11 классах инженерного профиля черчение изучают углубленно. У них этот предмет основополагающий для поступления в технические вузы.
Увеличили часы истории: с 340 до 476 часов. В 5-8 классах – по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе – по 2 часа в неделю.
Новый учебник истории для 10-11 классов уже поступил в российские школы. В нем, в частности, объясняются причины начала специальной военной операции на Украине. Кроме того, разделы, начиная с 70-х годов прошлого века по настоящее время, подвергнуты корректировке. А вот учебники по истории для 5-9 классов планировали поставить в школы, но сроки их выпуска сдвинули на следующий год.
Обществознание исключат из программы 6-8 классов – но не раньше сентября 2025 года. К его изучению школьники будут приступать с 9 класса, рекомендовано потратить на него 34 часа в год. Остается вопрос, как готовиться к ОГЭ по обществознанию – или его тоже отменят.
В программу по географии вводят материал о Крыме, ДНР, Запорожской и Херсонской областях. Изменения территориальных границ страны зафиксированы в атласе и контурных картах.
Вместо технологии теперь снова труды. Программа не предусматривает деления на мальчиков и девочек – они могут учиться вместе, если школа не примет иное решение. В средней школе труд включает пять обязательных модулей. «Производство и технологии», «Технологии обработки пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
Вместо ОБЖ – основы безопасности и защита Родины. Дисциплина объединит предмет ОБЖ и советскую начальную военную подготовку. К знакомым темам про пожарную безопасность, ПДД и поведение при ЧС добавили новые вопросы. Ученикам 8-9 классов расскажут о действиях во время военной угрозы, экипировке военнослужащих, характеристиках стрелкового оружия. Старшеклассникам – об оружии массового поражения, первой медпомощи, сооружении окопа, о беспилотниках и службе по контракту.