Темы 6 октября 2024 13:00

Хрупкие вожди

Горбачев и Петр I, всесоюзный староста Калинин и царь-освободитель Александр II – их портреты на фарфоре хранят в рыбинском музее. Почему портрет Горбачева не понравился заказчику, как узнать Сталина без усов, зачем в советское время изображать императора. Читаем статью сотрудницы Рыбинского музея-заповедника Натальи Коноваловой

Линия изготовления чайников, новый корпус, Первомайский фарфоровый завод, 1981 г.

Сильных мира сего веками изображали на фарфоре. В рыбинском музее немало предметов с портретами военных, исторических личностей и деятелей искусства, много фарфоровых изделий с российской и советской символикой, надписями и лозунгами. И около 20 предметов с образами российских самодержцев и правителей СССР.

— Пусть их немного, но есть интересные образцы, ценные высокохудожественные изделия русских фарфоровых фабрик XIX-XX вв., — пишет Наталья Коновалова. — Сильные мира сего использовали фарфор для утверждения величия, он служил пропаганде мощи страны и личностей, ею управлявших.

Фарфоровые и мраморные бюсты Екатерины II стали производить еще при жизни императрицы, в XVIII веке. Талантливый скульптор Федот Шубин, сын поморского крестьянина, резавшего фигурки из моржовой кости, создал бюст императрицы из мрамора в 1783 году.

Ваза с портретом Сталина, 1939 год. Первомайский фарфоровый завод / Ваза с портретом Юрия Андропова, 1974 г. Автор Александр Волков / Бюст императрицы Екатерины II, 1860-е гг.

— Портрет отличается торжественностью, идеализацией, стилистически напоминая римскую пластику эпохи Августа, — поясняет сотрудница музея. — С него сделали много фарфоровых копий, в том числе и в 1862 году – к 100-летию ее восшествия на престол. Как раз такой бюст-копия хранится у нас. Его дополняет колонна, на ней – вензель ЕII в овальном медальоне, обрамленном лепной цветочной гирляндой из бисквита. Гирлянда поражает тонкостью ручной работы безымянных мастеров Императорского завода.

Но из фарфора не только создавали бюсты – на нем изображали довольно точные портреты.

— Белая поверхность фарфора позволяет выполнять на ней тонкую портретную роспись, подобную акварельной, с богатой палитрой оттенков, — пишет Коновалова. — Для портретов использовали монохромную гризайльную роспись или полихромную надглазурную роспись.

К середине XIX века относится тарелка с портретом императора Николая I из собрания рыбинского музея, созданная на Императорском фарфоровом заводе. Император изображен погрудно в белом с золотой отделкой мундире кавалергарда, в золотом шлеме, увенчанном двуглавым орлом, под портретом – скрещенные лавровые ветви.

Кружка Александр II. Царь-Освободитель, 1911 г. / Тарелка с портретом императора Николая I, 1845-55 или 1850-60-е

Портреты императоров создавали и под Рыбинском, на заводе в селе Песочном.

— В честь коронации частные фарфоровые заводы изготавливали многочисленные «коронационные» стаканы в фаянсе – их раздавали народу вместе с пряниками и другими гостинцами, — сообщает Наталья Коновалова. — В нашем музее хранится кружка с портретом царя Александра II, но не коронационная, а памятная. Ее создали в 1911 году на рыбинском заводе товарищества Кузнецова. Надпись гласит: «В память 50-летия освобождения крестьян».

Много в фарфоре изображали Петра Великого. И здесь рыбинский музей хвастает необычным экспонатом. У преобразователя России из их коллекции не парадный образ с передачей портретного сходства, а образ-символ, узнаваемый по типичным деталям. Он, хотя и создан 170 лет назад, похож на персонажа настольной игры или мультфильма.

— Образ императора передан наивно и приблизительно, не отражает внешнее сходство, не раскрывает характер. Статуэтка «Петр I – законодатель» выполнена на заводе Миклашевского в середине XIX века, не позднее 1854 г. Фигура стоит возле стола в мундире офицера Преображенского полка и придерживает лист с указом, — описывает исследовательница.

Статуэтка Петр I — законодатель, 2-я пол. XIX в. / Ваза с портретом Петра I, 1960-е гг., автор Иван Гончаренко

Еще один Петр I в рыбинском музее – и вовсе из советской эпохи.

— Изображения российских императоров в фарфоре изредка встречаются даже в советский период. Чаще всего это образ «Петра-реформатора». Так, на Первомайском фарфоровом заводе выпускали вазы с портретом Петра I в овальном медальоне на тулове, — сообщает Наталья Коновалова.

После революции фарфоровые заводы активно переключились с царей на вождей мирового пролетариата. Первыми на фарфоровом заводе в Петрограде сделали бюсты Маркса и Либкнехта, тарелки и медали с портретами Ленина. Дальше этот вал портретного фарфора невозможно было остановить – его создавали вплоть до конца XX века. Кружки, тарелки и вазы с портретами заказывали предприятия, чтобы сделать подарок представителям власти к партийным конференциям, съездам, юбилеям.

Самый ранний советский фарфор в Рыбинском музее – декоративное блюдо 1934-го с портретом всероссийского старосты Михаила Калинина.

— Его создали в подарок, о чем говорит надпись «Пленуму Рыбинского горсовета от рабочих Первомайской фабрики». Этот уникальный предмет показывает искусство портретистов Первомайской фарфоровой фабрики 1930-х, — пишет исследовательница.

В живописном цехе Первомайского фарфорового завода, 1950-е гг.

В годы культа личности Иосифа Сталина советские ремесленники тысячами изготавливали многочисленные вазы с его портретами. Например, к 70-летию вождя на Ленинградском заводе художественного стекла изготовили трехметровую «Юбилейную вазу» весом 1,2 тонны. Ее тулово украшали рубиновые звезды и портрет Сталина.

Не отставал и Первомайский фарфоровый завод. Необычную вазу с изображением Сталина хранит рыбинский музей – правда, на ней вождь едва узнаваем.

— В 1939 году в Песочном выполнили вазу с профилем Сталина и надписями «ВКПб», «1879/1939». Форма у нее простая: овальная с узким горлом, характерная для того времени, — описывает Коновалова. — А вот портрет, созданный Александром Надулищевым, уникален. На розовом фоне белый профиль вождя едва читается. Профиль вписан в орнаментальный пояс со снопами и веточками хлопка и золотыми буквами «ВКПб». Эта ваза небольшого размера и не имеет парадной торжественности, как другие известные вазы того же периода с портретами Сталина.

Портреты генсеков на фарфоре продолжают появляться вплоть до Перестройки. В музее хранятся вазы с портретами Юрия Андропова и Михаила Горбачева. Они созданы в противоположной друг другу эстетике.

— Первая выполнена в 1974 году, это пример высокого профессионализма мастеров Ленинградского фарфорового завода. Классической формы ваза в виде амфоры, яйцевидное тулово в нижней части украшено острыми листьями аканта. По сторонам от узкого воронкообразного горла бисквитные ручки с львиными головами, изящно изогнутые. По центру тулова – овальный медальон с портретом генсека Андропова, — описывает Наталья Коновалова.

Любовь и Юрий Горбуновы, художники-оформители Первомайского фарфорового завода, 1974 г.

Совсем простой вышла ваза с портретом Михаила Горбачева, созданная в 1981-м на Первомайском фарфоровом заводе.

— Ваза с портретом Горбачева, напротив, имеет простую цилиндрическую форму, ее декоративное оформление очень скромное. Она выполнена к 50-летию Горбачева, юбиляру ее должен был дарить Ярославский обком, о чем гласит надпись на вазе. Но, вероятно, изделие не понравилось заказчикам, — предполагает исследовательница.

И, конечно, все 70 лет существования СССР фарфор и керамика широко тиражировали образы «Ленинианы»: бюсты, статуэтки, медали и плакетки из бисквита, глазурованного фарфора, портреты Ленина на вазах, декоративных тарелках. Рыбинский музей хранит медальон из бисквита «Ленин» 1970-х, блюдо с портретом Ленина 1970-х, вазу «XXVI съезду КПСС» с портретом Ленина 1981-го и др.

В основе статьи – материал Натальи Коноваловой «Образы российских самодержцев и вождей советской страны в фарфоре (на примере коллекции Рыбинского музея-заповедника)»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме