Выбор одежды на любой вкус и цвет, сезон и фигуру, кажется, окончательно убил такой вид услуги, как индивидуальный пошив. Зачем листать журналы мод, придумывать фасон, искать мастера, а затем ходить к нему на примерки, если рядом есть рынок, торговые центры, магазины с бесконечными рядами платьев, юбок, джинсов и шуб? И, тем не менее, когда в воображении ты рисуешь себе желанную модель, найти ее порой оказывается трудно. Но мысль о походе в швейное ателье все равно не приходит в голову. Отжившая свой век профессия?
— Отнюдь, — говорит индивидуальный предприниматель Наталья Кузьмина. — И сегодня многие женщины готовы носить одежду, сшитую на заказ. Проблема — в выборе материалов. В Рыбинск редко возят интересные ткани, которые хочется купить. Вот недавно открыли в ТЦ «Фабрикант» отдел итальянских тканей, и появились заказы на платья.
Наталья говорит, что чаще всего заказывают именно платья. Видимо, буйная фантазия китайских и турецких производителей, чьей продукцией забита рыбинская торговля, не в состоянии удовлетворить все представления о моде.
Однако основной вид услуги, которую оказывают мастерские Натальи, это ремонт одежды.
Она сама — швея по профессии. Окончив рыбинское профессионально-техническое училище, начала работать в фирме «Мета», которая выпускала верхнюю одежду. Затем какое-то время Наталья выполняла индивидуальные заказы в городских мастерских. А в 2009 году решила открыть собственное дело и зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель.
— Начала с небольшого помещения в обувной мастерской на улице Гагарина, затем переехали в Дом быта на той же улице, — вспоминает она. — В феврале открыла отдел в ТЦ «Сенная площадь», а недавно — еще один, на втором этаже магазина «Молодежный» в Мариевке.
Мастерские в торговых центрах специализируются на мелком ремонте. Приглянулись брюки или юбка, но не устраивает длина, тебе за 15-20 минут выбранную вещь подгонят под нужный размер. Порой швею вызывают прямо в отдел, торгующий одеждой, где покупатель может получить подробный совет. Более сложные заказы выполняются в мастерской в Мариевке. Там же работает и скорняк, который реставрирует шубы, перешивает старые изделия из меха.
В хозяйстве Натальи Кузьминой — 12 единиц техники: швейные машины, оверлоки, скорняжное оборудование.
В основном купленное на закрывающихся предприятиях, бывшее в употреблении. Но и на эту технику приходилось брать банковские кредиты.
— Конечно, мечтаю о новых машинах, — говорит Наталья. — Но сегодня в первую очередь хочется стабильности. Недавно открытые мастерские требуют постоянного внимания, а я сама работаю на приеме заказов и их исполнении, поэтому порой разрываюсь между поставками ниток и молний и швейной работой.
В штате мастерских работает семь человек. Наверное, Наталья могла бы обеспечить заказами еще несколько швей, но найти опытного работника в Рыбинске оказалось трудно. Впрочем, основное требование — даже не опыт. Ответственность и желание учиться — вот что хотела бы видеть руководитель в своих подчиненных.
— Я и сегодня общаюсь со своими бывшими учителями в ПТУ, — рассказывает мастер. — И мне иногда присылают выпускниц, но чаще у них нет стремления осваивать новое. Поэтому моя опора — это те, кто давно работает в швейном производстве.
Фабрику по производству дизайнерской одежды Наталья открывать не планирует. Хотя, как знать, может быть, однажды в Рыбинске появится модный дом, где будут продаваться платья от Кузьминой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Среди постоянных заказчиков — детский танцевальный коллектив из ДК «Вымпел». Их костюмы — это и новый дизайн, и тщательный пошив, и гордость Натальи. Впрочем, хорошо выполненный ремонт старых джинсов приносит ей не меньше радости. Наверное, поэтому в ее мастерских не говорят: «Наш ремонт будет стоить вам дороже новой вещи». Здесь просто берут старую одежду и делают ее новой.