Рыбинские мультипликаторы одержали победу на XX Международном фестивале детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран» в номинации «Мультипликационный фильм». При этом создатели конкурсного мультфильма даже еще не ходят в школу.
Творить вокруг себя свою собственную вселенную — удел избранных, убеленных сединами, задумчиво попыхивающих вишневой трубкой? Может, оно и так. Их миры мудры, глубоки и таинственны, как гулкие лабиринты драконьих пещер.
А есть другие — светлые, свежие, как утро в лесу, и звонкие, как жужжанье в розовом кусте. Детское творчество особенное, оно представляет мир в его нетронутой гармонии. Маленькая тучка, набравшись воды из речки, отправляется в свое первое путешествие, изучает окрестности, знакомится с их обитателями и с восторгом открывает новые удивительные дали. Очаровательная трехминутная мультистория — самая продолжительная в истории «Пчелки». Детская студия анимации уже пять лет работает на базе детского сада №30, занимаются здесь ребята от пяти до семи лет. И за это время грамот и дипломов с фестивалей анимации здесь накопилось множество. Одну из последних руководитель студии Ирина Гришина привезла из города на Неве с Международного фестиваля «Петербургский экран». «Пчелка» представляла там «Приключение маленькой тучки». История его создания не менее интересна, чем происходящее в кадре.
— Сказку для нас специально написала Ольга Федорова, — рассказывает Ирина. — Это удивительный, разносторонний творческий человек! Она живет под Рыбинском. И на лоне деревенской природы пишет книги, сама рисует мультфильмы. В ее умелых руках рождаются витражи и чудесные сказки, написанные живым языком, понятным для дошкольников, согретые добрым юмором и с ненавязчивым нравственным подтекстом. Мы с ней сотрудничаем постоянно. В прошлом году на Международном фестивале «Свет миру», который проходит в Рыбинске, мультик по ее истории «Огнивка и водянюка» взял второе место.
Когда сказка готова, «Пчелка» приступает непосредственно к процессу создания анимационного фильма. Делается это пусть и не быстро — в среднем где-то полгода, зато увлекательно. Почти все фильмы в студии создаются методом перекладки — такая техника вполне доступна детям, но при этом обладает большим выразительным потенциалом. Ее брали на вооружение многие мэтры отечественной мультипликации.
— Сначала я читаю детям сценарий или саму сказку, мы обсуждаем, каких надо нарисовать персонажей, какие фоны. Потом идет распределение обязанностей между художниками-аниматорами, операторами, режиссером. Когда фильм готов, его озвучкой тоже занимаются дети. Здесь важно научиться работать в команде! Если в группе создана атмосфера дружбы, то и съемка идет легко, — указывает на воспитательную силу искусства Ирина.
«Пчелка» любит экспериментировать. Это развивает фантазию и интеллект, уверяет педагог. Например, «Солнечная история» нарисована не красками, а… чаем. Да-да, обычной сухой заваркой, какую мы кидаем в чайник. Оригинальная техника напоминает рисунки на песке. Мультфильм получился черно-белым, может, кому-то его образы напомнят японский стиль. О чем он? Солнышко устало и ушло спать, разбудить его пытались и ветер, и птицы, но ничего не получалось, тогда в одном из домов заплакал ребенок, и оно проснулось и вышло на небо. Это придумали сами дети!
Впрочем, в последнее время анимацией начинают болеть и родители — дело-то заразительное. Вместе с детьми они оформляли в морском стиле буквы для титров к новому мультфильму «Кораблик».
А на озвучку Кита был организован настоящий кастинг среди пап маленьких аниматоров. Взрослые волновались, старались, учили текст, чтобы прочитать его с выражением. В результате определился победитель, чей голос теперь звучит за кадром. Кстати, сам Кораблик будет говорить голосом Сергея Друзьяка, ведущего с детского канала «Карусель», более известного зрителям как Каляка-Маляка. Совсем недавно он приезжал с мастер-классами в Рыбинск, на фестиваль «Свет миру».
В конце года семьи маленьких аниматоров собираются в садике для просмотра того, что же получилось в итоге. Собственно, это практически единственная возможность увидеть творения начинающих хитруков и норштейнов. Исключая, конечно, фестивали, в которых «Пчелка» регулярно участвует. Впечатлениями о «Петербургском экране» делится Ирина Гришина:
— Фестиваль шел шесть дней. Вместе со мной в Питер отправились одна из создательниц мультфильма про тучку Варя Мосинцева с мамой Светланой. Лично я на победу не надеялась. Мы же дошкольники, а там уровень очень высокий — принимались работы ребят до 18 лет. Наш фильм был показан в первый день фестиваля, что само по себе очень почетно и является добрым знаком. По традиции в программу открытия включают только фильмы-призеры, но я все равно сомневалась. Только Варя сразу настроилась решительно: обязательно должны занять первое место! Так и получилось. На закрытии нам вручили диск с лучшими фильмами, куда вошла и наша «Тучка».
Организаторы фестиваля приготовили для участников большую культурную программу. Команда «Пчелки» посетила Театр марионеток и Большой кукольный театр, где желающих учили, как управлять разными видами кукол; Эрмитаж, Капеллу. Однако самые яркие впечатления у рыбинцев остались от экскурсии в Институт кино и телевидения. Они впервые увидели современную телестанцию, а студийное оборудование можно было попробовать в деле. Дети развлекались «накидкой Гарри Поттера»: если встать на фоне зеленой стены и надеть зеленый плащ, то на экране тебя становится не видно. Удалось воочию понаблюдать и за технологией захвата движения, когда на человека прицепляют множество датчиков, и персонаж на экране повторяет все его жесты.
Дети и руководители совершили также путешествие в прошлое, увидели, как делали мультфильмы, когда не было компьютеров.
— Мультипликаторы — люди в первую очередь находчивые.
В сложные для страны времена, когда были проблемы практически со всем — с материалами, оборудованием, аниматоры порой решали их очень неожиданными способами. Например, вместо бумаги рисовали на обоях. А при нанесении изображения на целлулоид в тушь добавляли сахар, чтобы она ложилась ровно и не растекалась. Когда же аниматоры пришли на работу на следующий день, то увидели, что контур стал какой-то нечеткий, пунктирный — оказалось, он поеден сладкоежками-тараканами. Брак обратили в преимущество — фильм так и смонтировали, — с улыбкой рассказывает Ирина Гришина. Она уверена, что все услышанное и увиденное обязательно пригодится в дальнейшем творчестве.
Параллельно с «Петербургским экраном» проходил еще один международный фестиваль для аниматоров — «Сюрприз» в Луганске, в котором «Пчелка» принимала участие уже во второй раз.
— Было неожиданно получить от организаторов заверение, что фестиваль, несмотря ни на что, состоится! Когда города оказываются в состоянии войны, все культурные мероприятия отменяют, а здесь люди выходят по интернету на связь, улыбаются, как будто все в порядке, и за окном по-прежнему течет мирная, размеренная жизнь. Это достойно уважения. Жизнь продолжается, а детям нужно детство, и это важнее, чем конфликты, которые происходят по вине взрослых, — переходит на печальные нотки собеседница. — Фестивали важны. Они помогают не замыкаться в себе, постоянно расти, стремиться к совершенству. А еще они вдохновляют. Очень захотелось найти время и сделать фильм самой, принять участие в каком-нибудь фестивале для взрослых кинолюбителей. У меня уже накопилась куча листочков с раскадровками, которые ждут своего часа.