В центре Рыбинска множество диковинных зданий – перестроенных, перелицованных. Разные хозяева расширяли и объединяли строения, возводили вторые и третьи этажи, а позади – протяженные каменные «службы»: конюшни, амбары, кузни.
В советские годы перестройка продолжилась. Так появился необычный дом 42 на Бородулина, похожий на двуслойный красно-белый торт.
Два первых этажа – купеческой постройки. На красных кирпичах оттиск «Никитин» – печать рыбинского купца Павла Никитина, первого владельца керамической фабрики в поселке Песочном. Такой кирпич производили в начале 1880-х, предположим, что именно тогда и построили первые два этажа дома в конце ул. Георгиевской (прежнее название Бородулина). Третий этаж и пристройку сзади возвели намного позже, из прозаичного силикатного кирпича.
Сегодня в доме 11 жилых квартир, первый этаж частично занимает медучреждение. Здание в относительном порядке – 10 лет назад тут капитально отремонтировали кровлю. Многие жильцы аварийных купеческих построек только позавидуют. Все это плюс высокие потолки, толстые стены, большие окна и расположение в центре привлекли сюда платежеспособных собственников.
Два года назад у дома № 42 была управляющая компания. Теперь этот дом находится в непосредственном управлении собственников. Мы узнали, как жители обходятся без УК.
Напомним, в Рыбинске около 200 многоквартирных домов живут без управляющих компаний. Многие из них – крошечные здания с двухвековой историей и несколькими собственниками. Средств, что они собирают, не хватает ни на капремонт, ни на обслуживание здания. УК относятся к таким домам как к балласту и избавляются при первой возможности. Так же вышло и с домом № 42 по Бородулина.
— Должников у нас нет, — поясняет Сергей Тютиков, старший по дому. — Собираемость хорошая. Управдому жаловаться было не на что. А вот у нас жалобы копились. Я переехал сюда около 10 лет назад – здесь даже домофона не было, лишь старенький кодовый замок. Дом находился в управлении с 2007 года, но все 15 лет компания нами не занималась. Ну, козырек жестяной над входной дверью поставила. И по мелочам – помыть, лампочку поменять.
Возможно, тихое недовольство жильцов длилось бы и по сей день. Но камнем преткновения стал единственный подъезд. Жителей не устраивало его состояние. Понимая, что даже аккуратно собираемых средств не хватает, они сами предложили управдому увеличить плату по строке СРЖ. И провести косметический ремонт.
— Требовалось поменять окна, выровнять и покрасить пол, привести в порядок электрику, покрасить стены и потолок. Плюс заняться трубами на чердаке – чугунные запоры на них от времени заржавели и не действовали. Стоимость ремонта мы распределили на три года. Стали платить с метра на 7 рублей больше, — рассказывает Сергей. — Не все соседи сразу согласились, но такая система в рассрочку их убедила. По условиям договора УК, накопив нужную сумму, должна была сама обновить нам подъезд.
К сожалению, управдом не смог выполнить обещания до конца. Подрядчик заменил окна пластиковыми конструкциями, привел в порядок электрику, обновил пол и потолок, покрасил стены.
Но что-то пошло не так. Через месяц стены начали осыпаться. Маляры вернулись на объект. В этот раз краска пошла пузырями и отвалилась уже на второй день.
— Тогда мы обратились в суд. К нам приходили независимые эксперты, суд мы выиграли. Теперь подрядчику предстоит устранять недоделки. А вот с УК отношения испортились. Мы стали искать себе нового управдома, — рассказывает старший по дому. — Специалисты к нам выезжали, осматривали состояние здания. Но, поговорив с ними, я понимал – помочь нам, вкладываться в нас, чинить дом они не желают, цель – лишь заработать денег. Заниматься таким маленьким домом всерьез никто не хочет.
И вот уже два года домом по Бородулина управляют жильцы, даже подъезд моют сами, по очереди. Первым делом они заключили прямые договоры с ресурсниками. И подписали контракт с частной фирмой, которая занимается обслуживанием таких маленьких домов в Рыбинске. Фирма косит территорию, устраняет аварии и продолжает ремонтировать дом по указаниям жителей.
— Мы оценили нужные работы, проголосовали за них, заключили с ними базовый договор. И нам сразу поменяли краны на трубах на чердаке. Мы выровняли двор асфальтовой крошкой. И занялись безопасностью: установили освещение, видеокамеры, — перечисляет Сергей Тютиков.
Появился и забор, на который жители скидывались отдельно.
— Придомовая территория – наша боль, у нас проходной двор в буквальном смысле, горожане ходили через нас на ул. Пушкина. Во дворе гаражи – значит, под окнами постоянно выпивохи, закладчики. С помощью другой фирмы мы поставили забор, раздвижные ворота, стало намного спокойнее, — рассказывает старший по дому.
Жильцы отмечают, что такое управление намного эффективнее, чем во времена УК.
— Легче один раз заключить с подрядчиком контракт, указав нужные работы, чем бегать по кабинетам УК, объяснять, слушать их отговорки, — говорит Сергей Тютиков. — Удобно ни от кого не зависеть, когда все в руках жителей. Мне часто звонят жильцы домов в непосредственном управлении, просят поделиться опытом, контактами подрядчика. Просят совета: как быть, если есть жители, кто не хочет платить. Я всегда советую работать с теми, кто готов вкладываться в свой дом. Делать ставку на них.
В планах жителей красно-белого дома – продолжить благоустройство двора, установить детский городок, турники, беседку. А главное, заняться фасадом дома, точнее, цоколем. Сегодня бетонный цоколь крошится, отходит от стен, угрожая осыпаться в любой момент. Работы здесь нужны не для красоты – для безопасности и сохранности здания.
А недавно Сергей Тютиков узнал, что его дом внесен в список на капремонт фасада. Возможно, хотя бы на это жителям не придется скидываться. И скоро красно-белый дом на Бородулина, 42 обретет единый цвет.
А правда, объясните, за что мы платим управляющим компаниям? Каждый месяц по тысяче с лишним. Если они мало что делают, подъезды не убирают, не моют, дворников нет, не убирают дворы и они погрязли в мусоре. У каждой управляшки куча начальников, бухгалтеров и слесарей с электриками, и всем им надо есть. И хорошо есть. За наши деньги. На кой черт нам, простым людям, содержать и кормить всех этих тунеядцев? Вся их работа заключается только в том, чтобы включить подачу тепла в дом осенью и отключить весной и иногда прочистить канализацию.
Очевидно, что давно пора упразднять и сокращать управляющие компании по принципу «лучше меньше, да лучше». Оставить только эффективно работающие и на их базе увеличить штат сотрудников для эффективного обслуживания населения. Необходимо чтобы было меньше начальников, бухгалтеров и прочих тунеядствующих едоков, получающих деньги просто так, а было больше исполнителей-работников, реально обслуживающих население и приносящих реальную пользу обществу.
Вопрос ! А чем лучше ТСЖ ? Тот же аферист — управдом со своим бухгалтером заключающий договора с теми же УК , но за большие деньги.Тарифы УК контролируются , траты ТСЖ зависят от договорняка управдома с нужными ему людьми, да и ресурсы ТСЖ и УК разные.
Я вообще не говорю про ТСЖ, потому что они меня не интересуют. Я предлагаю улучшить работу УК, чтобы они работали лучше, эффективнее и меньше гребли деньги за счет тунеядствующих и бесполезных начальников и бухгалтеров. Пусть будет больше нужных людей: дворников, слесарей и электриков.