новости 17 июля 2014 16:04

Дороги дальней стрела пролегла, как слеза по щеке

С 19 июня Анна Витальевна в очередном отпуске. Начиная с этого дня ее заботой стали сборы в путь, дальняя дорога, решение проблем постановки на миграционный учет и медицинского освидетельствования, поиски в неведомом краю временного жилья, работы для себя и старшего сына, школы для младшей дочери. На ближайший год для русской женщины с украинским паспортом и ее детей причалом станет Рыбинск — российский город вдали от охваченной войной Новороссии.

 Хлопушки звук пугает, будто выстрел

Громкие звуки свадебного салюта испугали десятилетнюю Юлю. Она прижалась к маме:

— И здесь тоже стреляют!

— Не бойся. У людей праздник. Они так радуются.

Анна Витальевна надеется, что дочка скоро привыкнет к звукам мирного города на Волге. У них на Донбассе похожие на хлопки петард звуки издают ухающие гаубицы и танковые орудия, а треск фейерверков ассоциируется с автоматными очередями. Так украинская армия, нацгвардия и разношерстные спецбатальоны националистов склоняют к единению граждан Украины, которые не захотели кричать с Майданом в унисон «Україна — це Європа!» и 11 мая на референдумах дружно проголосовали за право говорить и думать по-русски.

— Мой муж по отцу русский. Мой отец, царство ему небесное, тоже русский. Дома мы говорим по-русски. Тем не менее украинский язык и я, и мой муж знаем как родной. Наши дети прекрасно говорят и по-русски, и по-украински. За что нас называют боевиками, террористами, сепаратистами? Почему нас выгоняют из дома? — тогда, в мае, сделав свой выбор за независимую от продажной киевской власти Луганскую народную республику, Анна Витальевна и ее земляки и помыслить не могли, что вскоре к ним явятся соотечественники-украинцы с танками и «Градами».

Мы встретились в Рыбинске на Волжской набережной. Установленная на постаменте у Вечного огня самоходка ИСУ-152 Юлю не испугала. Грозная машина — истребительница фашистских «тигров» и «пантер» — своё отвоевала. А вот бойцы донецкого ополчения в городе Константиновке прямо на постаменте починили и завели простоявший шесть десятилетий советский танк-памятник ИС-3. Они надеются, что он тряхнет стариной, да так, что башни снесет у «стальных зверей» нынешних карателей.

Анна Витальевна в свою очередь верит, что на Донбассе войну скоро сменит мир, и она с детьми вернется в милый сердцу городок Кременная. Там остались родной дом, соседи, друзья, школа, где она преподавала английский язык. Там остался ухаживать за больной матерью муж Юрий. Вот почему Анна Витальевна настоятельно просила ее не фотографировать и не упоминать ее фамилию. Береженого Бог бережет в запруженном украинскими войсками городе.

 Гвардейцы воспевали Магадан

От Кременной до областного центра — Луганска — сто километров. Вдвое ближе до расположенного в соседней Донецкой области Славянска, который ополченцы обороняли почти три месяца. А до Красного Лимана, где 19 июня, накануне объявленного президентом Украины Петром Порошенко перемирия, шли ожесточенные бои, и полчаса езды не будет. Поэтому первый день своего отпуска Анна Витальевна выбрала для отъезда с детьми в Россию, уступив настойчивости мужа, который считал, что ничего хорошего ждать уже не приходится.

Кременная избежала обстрелов и бомбардировок. В середине мая украинские солдаты походным маршем прошли дальше на юг — в сторону занятого ополченцами Лисичанска. За Кременной у городка Рубежное появился блокпост нацгвардии.

Как-то в двадцатых числах мая с утра ей в школу позвонил мальчик, который живет в поселке Краснянка — это между Рубежным и Кременной, как раз там, где появился блокпост. Он сообщил, что на занятия не придет.

— Что случилось? — поинтересовалась у него учительница.

— У нас стреляют, — коротко ответил ученик.

Гвардейцы ограничили движение автотранспорта и даже запретили ездить школьному автобусу. Рассказывали, что они заставляли проходивших через блокпост людей поднимать руки вверх, тыкали в спину автоматом.

Однажды Анна Витальевна увидела в Кременной этих борцов за единую Украину и поняла, почему они себя так ведут.

— Слышу на улице какой-то жуткий крик. Оглянулась, вижу у магазина возле нашей школы мужчину в камуфляжной форме с бутылками в руках. Он шагал к грузовой машине и что-то нечленораздельно орал, затем ввалился в кабину, и я увидела, что там сидит еще один такой же. Теперь они уже орали в два голоса. Представляете, они пели блатную песню про Магадан. И таким людям дали в руки оружие! Они не задумываясь открывают огонь.

Был случай, когда вооруженные националисты зашли в магазин на окраине города. Его владелец специально поприветствовал их на украинском языке: «Добро пожаловать, гости дорогие». А они ему в ответ: «Это не мы, а вы у нас в гостях». Могут взять товар даром, а если их просят заплатить — показывают автомат.

Солдат украинской армии Анна Витальевна видела на блокпостах, когда на рейсовом автобусе ехала с детьми из Кременной в Харьков. Раньше бы они сели на поезд. Но после того как в ходе боев был разбит железнодорожный вокзал в соседнем Рубежном, поезда из Харькова до Луганска перестали ходить. Поневоле пришлось ехать до Харькова на автобусе, а для Юли это мучение — ее сильно укачивает. Их останавливали на четырех блокпостах. И везде украинские солдаты-срочники, проверяя документы, не хамили, оружием не грозили. Видя, что ребенок чувствует себя неважно, проявляли сочувствие.

 А вокруг Ярославия — древнерусская сторона

Анна и Юрий каждый день виртуально общаются через Интернет. Она за него волнуется, спрашивает, как дела. Юрий ее обнадеживает. Только однажды ответил: в крайнем случае, когда будет совсем тяжело, переедет с матерью в Сумскую область — она оттуда родом. Он рад, что у Анны и детей всё сложилось хорошо.

Когда она уезжала из Харькова в Москву, то даже не предполагала, что найдет пристанище в Ярославской области. Они втроем неделю пожили в подмосковном Королеве у дальней родственницы — супруги покойного брата. У нее однокомнатная квартира, задумаешься, где разместить приехавших нежданно-негаданно родственников. Анна Витальевна времени зря не теряла, подыскивала варианты, куда отправиться дальше.

— В Москве я оказалась возле Ярославского вокзала. В Интернете навела справки о городе. Прочитала душевно написанную информацию. Подумала, почему бы нам туда не поехать. Предварительно нашла в Интернете координаты Миграционной службы в Ярославле, созвонилась с сотрудниками.

В Ярославской области к середине июля приняли три спецборта МЧС России с группами вынужденных переселенцев. Сотни людей, таких как Анна Витальевна с семьей, прибыли сюда «самоходом». Однако областная администрация и органы местного самоуправления сумели подготовиться к такому наплыву. Спасибо волонтерам, которые активно включились в этот процесс, умело разруливая ситуацию. Кстати, это они, узнав о специальности Анны Витальевны — преподаватель английского языка, созвонились с областным департаментом образования, а уже там ей дали нужные адреса и телефоны в Рыбинске. И в первую очередь контакты советника заместителя главы администрации Рыбинска по социальным вопросам Константина Ветрова, который координирует в Рыбинске всю работу с украинскими переселенцами. Он же помог им с временным жильем. В городском департаменте образования определились с местом работы для Анны Витальевны — средняя школа №5. Там же ее дочь Юля пойдет в четвертый класс. Двадцатидвухлетний сын Владимир окончил учреждение среднего специального образования по специальности «менеджер». Надо полагать, что энергия молодого человека позволит ему также определиться с работой в Рыбинске.

Перспектива на год для Анны Витальевны ясна. А как потом?

— Мы не бомжи. Мы оба с мужем работаем. У нас частный дом, муж любит заниматься садом-огородом. У нас так много клубники! Взять и бросить всё, что нажито?

Но как жить, когда на Донбассе идет война. Пусть Кременная избежала разгрома, но с работой там плохо, бизнес сворачивается, в банкоматах нет денег. Еще в мае они купили мешок сахара, мешок муки, крупы. Муж в электронных письмах шутит, что будет печь блины. А если серьезно, то в их городе сейчас много солдат и военной техники. Украинская армия и нацгвардия готовятся брать Луганск. Ополченцы без боя не сдадутся и готовы выдержать долговременную оборону.

— Возможно, мы останемся в Рыбинске на два года, может быть, и навсегда, — относительно будущего Анна Витальевна боится строить планы. В гостях хорошо, а дома лучше.

* * *

Константин Ветров — советник заместителя главы

администрации Рыбинска по социальным вопросам:

— Если раньше, слушая новости из Украины, мы сочувствовали украинцам, то теперь наступил этап, когда наше сочувствие получило возможность воплотиться в поступки и дела. В настоящее время в Рыбинске на миграционный учет поставлены около 80 граждан Украины, прибывшие из Луганской и Донецкой областей. С учетом тех, кто пока не обратился в миграционную службу, их может быть в два раза больше.

Сейчас можно говорить о первой волне переселенцев. После общения с ними я пришел к убеждению, что это люди с активной жизненной позицией, у которых была своя налаженная жизнь. Они приезжают в Рыбинск к родственникам, к друзьям, знакомым. Но у кого-то из них в нашем городе вообще нет близких, и они рассчитывают на помощь органов власти. В большинстве своем они хотят переждать у нас военную ситуацию на Донбассе и вернуться домой. Этим объясняется тот факт, что они не определяются со статусом беженцев и вынужденных переселенцев.

Чтобы этим людям было легче ориентироваться в ситуации, мы подготовили специальный справочный материал, который называется «Алгоритм размещения граждан Украины». Там указаны пошагово действия беженцев, прибывших в Рыбинск, а также адреса и телефоны организаций и учреждений, куда им необходимо обратиться для постановки на миграционный учет, для прохождения медицинского освидетельствования, за разрешением на временное проживание и трудоустройство по упрощенной схеме, за материальной и гуманитарной помощью. Этот документ опубликован в газете «Рыбинские известия» от 9 июля 2014 года.

Судя по накалу боевых действий на юго-востоке Украины, скорее всего, в августе-сентябре будет вторая волна беженцев. В случае наплыва беженцев из Украины планируется размещать людей в общежитиях, загородных детских лагерях, в ведомственном жилье. В любом случае мы постараемся помочь каждому человеку.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме