По какому пути проводить ее модернизацию? Эти вопросы активно обсуждались в течение нескольких месяцев. Итогом дискуссии, в которой приняли участие депутаты, педагогические коллективы школ, родители, стала программа реструктуризации образовательной сети Рыбинска
Бытие определяет сознание
До 2013 года «школьные» преобразования затронут пять микрорайонов. Уже в этом году в Переборах СОШ 31 присоединят к СОШ 36, освободившееся здание реконструируют под детсад. В микрорайоне Волжский коллектив школы 25 переезжает в здание 17-й школы. В микрорайоне Северный ликвидируется 33-я школа, учащиеся и педагоги перейдут в школы 21 и 43.
Глава города Юрий Ласточкин считает программу реалистичной, но требующей серьезных усилий и финансовых вложений:
«У нас осталось три месяца для напряженной работы. Принимающие школы находятся в сложном состоянии и требуют больших финансовых затрат. Считаю, что вложения в них абсолютно оправданны, они были бы необходимы в любом случае — и при реорганизации, и без нее. По сути, в течение последних 25 лет школы недополучали большое количество средств». Медлить больше нельзя.
Подобный «экономный» подход уже сказался на детских садах. В четырех из них под угрозой обрушения потолки. В некоторых школах ситуация тоже близка к критической: текут крыши, сгнили полы, окна, в ужасающем состоянии коммуникации.
Программа реструктуризации школ по сравнению с первым вариантом претерпела несколько изменений: ликвидация СОШ №№ 35, 37, 16, ООШ № 14 произойдет только в 2013 году — после того как в Заволжском микрорайоне будет построена новая школа. Присоединение 11-й школы к 41-й в Копаеве отложено до 2012 года — до завершения строительства нового спортивного зала и столовой.
Юрий Ласточкин пояснил, какой результат ожидается после реализации программы: «Наша главная задача — создать нормальные условия для обучения и воспитания маленьких людей города. Стыдно за те условия, в которых наши дети вынуждены учиться сегодня. Кроме того, мир меняется слишком быстро, и уже лет через семь-восемь большинство городских школ не будут соответствовать требованиям времени. Думать об этом нужно сейчас».
Новые возможности
Цель современной школы — не только дать ученику требуемый запас знаний, умений и навыков, но и помочь с дальнейшим самоопределением.
«На сегодняшний день самая лучшая школа та, где есть несколько образовательных траекторий, специализированных классов: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический. И родители, и педагоги должны понимать, что шаговая доступность школы — это, конечно, важно, но все же в первую очередь нужно выбирать учебные заведения, где оказывают качественные образовательные услуги, где представлен полный их спектр, есть возможности для выбора будущей профессии», — высказал свое компетентное мнение председатель Муниципального Совета, ректор РГАТА Валерий Полетаев.
К примеру, в прошлом году была закрыта школа № 39, в которой обучались всего 58 ребят, при том, что в микрорайоне проживают порядка трехсот. Многие родители, понимая, что хорошее образование в такой школе их дети вряд ли получат, сделали выбор в пользу других учебных заведений города. И критерием у них была отнюдь не близость к дому.
Материальный аспект здесь также играет не второстепенную роль — чем больше в школе учеников, тем, при существующей системе нормативного подушевого финансирования, больше возможностей для аккумулирования ресурсов, а значит, и внедрения новых современных технологий образования, что незамедлительно сказывается на качестве обучения. Это факт, подтвержденный самой жизнью.
Дополнительная специализированная параллель появилась после объединения 32-й и 19-й школ. А значит, у старшеклассников теперь больше возможностей для более глубокого изучения тех или иных дисциплин.
Это прекрасно понимают и руководители большинства учебных заведений, подпадающих под реструктуризацию. Главное, чтобы все планы воплотились в жизнь, а для учителей были созданы необходимые условия для продолжения работы в новых педагогических коллективах.
Депутат Олег Лисин, подводя своеобразный итог заседания комиссии, высказался о необходимости перемен в сфере образования, метафорично сравнив старые малокомплектные школы, которые для детей и учителей давно стали родными, с… изношенными тапочками, в которых уже и пальцы наружу торчат, а выбросить жалко. Но, как ни крути, далеко в такой обувке не уйдешь…