новости 20 сентября 2014 13:31

Больше, чем режиссёр

Киноклуб «Современник» начал новый сезон. 22 сентября он примет в ОКЦ первого из нынешних гостей — режиссёра Александра Карпова.

Встречаясь минувшей весной с выпускниками ВГИКа, супругами Иваном и Юлией Карповыми (см. «РИ» от 16.04.2014), члены клуба ещё не знали, что эта пара продолжает творческую династию в третьем поколении. Её родоначальник Александр Яковлевич Карпов внёс немалый вклад в развитие двух национальных кинематографий – сначала казахской, в период её становления в 1950-60-х годах, затем белорусской, создав ряд фильмов, знаковых для каждой из республиканских студий.
Сын Карпова, тоже Александр, унаследовав режиссёрский талант, раздвинул рамки профессии. Он творит в разных ипостасях: пишет стихи (автор нескольких поэтических сборников), киносценарии и сценические композиции, снимает документальные и художественные фильмы, ставит театральные спектакли. При этом, согласно старинной традиции, к его имени в титрах, статьях и рецензиях добавляют связующее определение: Александр Карпов­младший.
Окончив в 1976 году Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где занимался в мастерской документального кино у Л.М.Кристи, Александр работал на ЦСДФ, «Беларусьфильме» и на Нижневолжской студии кинохроники в Саратове. Объездил в те годы со съёмочной группой всю страну, вплоть до здешних мест. А в игровое кино пришёл в 85-м, сняв на «Мосфильме» в творческом объединении «Дебют» короткометражку «Папа» по рассказу Дашевского.
Дальнейшее становление молодого режиссёра-постановщика связано с начавшейся в СССР перестройкой. Его «Гомункулус» оказывается в одном ряду с «Маленькой Верой» и «Меня зовут Арлекино», вскрывая наболевшие проблемы молодёжи и подростков в обществе «перезрелого» социализма. Фильм по повести – похоже, автобиографической – Ольги Ипатовой «Узелок Святогора», сделанный в острой экспрессивной манере, сталкивает зрителя с драматичной судьбой талантливой девочки, своеобразно мыслящей, независимой, бескомпромиссной и потому вступающей в конфликт как с воспитателями, так и с воспитанниками детдома, в котором живёт.
Вскоре Александр Карпов обращается к искусству театра, создавая оригинальные постановки на сцене и перенося их зачастую на экран. Так, в наиболее резонансном спектакле, а затем и в фильме «Грех лицедейства» (из закулисной жизни богемы) он выступает как театральный постановщик, кинорежиссёр и драматург, объединивший единым действом сюжеты Ф. Дюренматта и Ж. Ануйа.
Наконец, не оставляя работу в театре и на ТВ, возвращается – уже зрелым мастером – в документальное кино. Теперь темы его картин чаще всего связаны с искусством, а основные герои – друзья и коллеги в широком смысле: живописцы, скульпторы, актёры…
На встречу с рыбинцами Александр Александрович привезёт несколько фильмов последнего десятилетия. Среди них – «Палитра памяти» и «Поговорим на «ты». В первом представлен тот многоликий образ войны, что воплощён в современной живописи. Чтобы воссоздать его, автор отсмотрел 3000 живописных полотен и выбрал для съёмок 437. Во втором – диалог с изумительным ваятелем и графиком Николаем  Байрачным, прежде всего за работой в его мастерской, но и на прогулках, в поездках, в дружеском кругу, диалог, направленный на поиск смысла творчества.

Борис КРЕЙН

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме